В самый разгар скандальной судебной тяжбы между экс-партнерами по бизнесу – Виктором Нусенкисом и оспаривающим у него право на половину активов Геннадием Васильевым, стало известно, что угольная компания "Заречная" и "Уралвагонзавод" (УВЗ) приступили к учреждению совместного предприятия. По данным некоторых источников, процесс создания СП, которое будет образовано в форме ОАО и получит название "Русская промышленная корпорация", уже находятся на стадии регистрации. Но вопрос о том, из каких активов будет сформирована совместная компания до конца еще не решен.

"Действительно, в отличие от Нусенкиса, руководство УВЗ еще не определилось с тем, какие активы оно намерено передать в состав СП, – уточняет директор по развитию АК Kreston GCG Андрей Попов. – Возможно, поэтому нет ясности и относительно того, каким будет распределение долей участников в уставном фонде создаваемого ОАО". По этой причине аналитики затрудняются предполагать, каким окажется формат будущего альянса. Однако при этом они констатируют, что причин  для его появления – более чем достаточно.

Мощный стимул Миллиардер Виктор Нусенкис контролирует группу "Донецксталь", но активно работает также в угледобыче (ряд шахт на Кузбасе), машиностроении (завод T-Machinery a.s. в Чехии и Esser в Германии), а также транспортной логистике (Baltic Coal Terminal в Вентспилсе и железнодорожная компания "Ю-транс"). "Весьма примечательно, что г-н Нусенкис планирует внести в СП именно неукраинскую часть активов группы – доли в УК "Заречная", Юргинском машзаводе, компании "Ю-транс", в T-Machinery и Esser. Тогда как вопрос о включении украинских активов даже не входил в повестку дня", – отмечает г-н Попов. И, по его мнению, это отнюдь не случайно.

В самом деле, в последнее время бывший партнер Нусенкиса экс-генпрокурор Украины Геннадий Васильев развернул полномасштабную кампанию по отстаиванию своих притязаний, в ходе которой были возбуждены многочисленные дела в судах. Одним из главных ее результатов стало то, что в конце прошлого года Окружным судом г-Никосия на Кипре и Арбитражным судом Кемеровской области в России были наложены запреты на проведение любых операций со спорными активами до рассмотрения соответствующих дел по существу. При этом в числе основных объектов данных обеспечительных мер оказались как раз те пять компаний, доли в которых г-н Нусенкис впоследствии решил внести в СП.

Исходя из этого, эксперты склоняются к предположению, что конфликт, спровоцированный Васильевым, и стал тем ключевым фактором, который подтолкнул Нусенкиса к союзу с более влиятельным партнером, к тому же – полезным в масштабах всего его бизнеса. Более того, по мнению аналитика ЦТС Дмитрия Ягелло, скорее всего, он сам и является инициатором создания СП с "Уралвагонзаводом". И, как подчеркивает Андрей Попов, выбор именно этой компании также не случаен.

"Во-первых, 100% уставного фонда ОАО "УВЗ" принадлежит государству. А, во-вторых, это предприятие пользуется особым расположением Кремля. Поэтому для Нусенкиса этот альянс может быть лучшим способом не только полностью обезопасить себя от притязаний Васильева, но и в целом усилить финансовую и политическую поддержку своего бизнеса в России", – поясняет эксперт.

Для УВЗ создание СП с "Донецксталью" является одним из способов осуществления стратегии диверсификации бизнеса, которая вызревала не один год.

Из этого следует, что если у "Донецкстали" и возникнут какие-то трудности с передачей своих российских и европейских активов в данное СП, то они будут иметь сугубо формальный характер. "Конечно, согласно судебным постановлениям, любые операции с этими активами могут быть совершены только с разрешения г-на Васильева. Однако Нусенкис рассчитывает в ближайшее время снять вопрос о правах собственности на них, и, вероятно, это ему удастся, поскольку его поддерживают влиятельные лица в России и, в частности, местная власть", – полагает Андрей Попов.

Нусенкис даст грузы Напомним, что потенциальный партнер "Донецкстали" – НПК "Уралвагонзавод" – специализируется на разработке и производстве железнодорожных вагонов, дорожно-строительных машин и военной техники. "На сегодня корпорация является самым крупным производителем вагонной продукции в СНГ, – уточняет старший аналитик ИГ "АРТ-КАПИТАЛ" Алексей Андрейченко. – Совсем недавно в ее состав вошел Тверской вагоностроительный завод, лидер рынка пассажирского вагоностроения в СНГ. Кроме того, она выпускает трамваи, экскаваторы, сеялки, тракторы, криогенное оборудование, мобильные буровые установки и т.п. При этом доля продукции военного профиля, к которой относится, например, самый современный российский танк Т-90 и его модификации, артиллерийские орудия и пр., составляет примерно 50%". В состав корпорации входит 25 предприятий.

В 2010 году корпорация основала дочернее предприятие – ООО "УВЗ-Логистик", специализирующееся на железнодорожных грузовых перевозках и предоставлении вагонов в аренду грузоотправителям. "До недавнего времени компания перевозила только нефтяные грузы, и ее положение в этом сегменте является достаточно прочным, – рассказывает г-н Андрейченко. – Однако сейчас она планирует увеличить свой парк вагонов в несколько раз, с 5 тыс. до 30-50 тыс. единиц, причем – преимущественно за счет полувагонов. Вместе с тем она ведет переговоры с угледобывающими компаниями для обеспечения необходимого объема грузопотоков. Дело в том, что на сегодня в России в структуре грузов, перевозимых ж/д транспортом, уголь занимает первое место, и его доля в 2012 году достигла 24%". Что делает этот сегмент одним из наиболее перспективных.

"Кроме этого, УВЗ с целью продвижения собственной вагонной продукции на рынке ЕС начал приобретать активы в Европе, – добавляет г-н Попов. – Так, в 2010 году он стал собственником французской литейной компании Sambre et Meuse и планирует купить весь вагоностроительный холдинг, в состав которого входила Sambre et Meuse – ABRF Industries. И, наконец, корпорация намерена в нынешнем году запустить в Латвии предприятия по крупноузловой сборке и ремонту грузовых вагонов".

Все это говорит о том, что корпорация будет интенсивно развивать вагоностроительный и транспортный сегменты своего бизнеса, а значит – нуждаться в соответствующих грузопотоках и партнерах. А потому, группы, подобные "Донецкстали", как нельзя лучше вписываются в эту перспективу.

Встречный интерес Для УВЗ создание СП с "Донецксталью" является одним из способов осуществления стратегии диверсификации бизнеса, которая вызревала не один год. "Руководство корпорации неоднократно предпринимало шаги в направлении выхода за пределы машиностроительного рынка. В частности, в октябре 2012 года оно вело переговоры с правительством Сербии о приобретении Zelezara Smederevo, – констатирует г-н Попов. – Однако возможность включения угольного сегмента и развития транспортного направления, конечно же, является для УВЗ гораздо более привлекательной. Прежде всего, с точки зрения поддержания спроса на его вагонную продукцию".

Как напоминает эксперт, УВЗ не впервые оказывается на подступах к подобному альянсу. Так, до "Донецкстали" на роль его партнеров претендовали российские горно-металлургические компании "Мечел" и "Сибуглемет". Речь шла о трехстороннем союзе в форме СП "Оператор железнодорожных перевозок "Запсиблогистика" с парком полувагонов производства УВЗ в размере 5 тыс. единиц, которое стороны планировали учредить на паритетных началах до конца лета 2012 года.

Что касается "Донецкстали", то, как считают аналитики, ее собственно экономические мотивы лежат на поверхности. "Создание СП с крупнейшим российским производителем вагонов даст возможность группе полностью обеспечить себя собственным подвижным составом, что станет существенным конкурентным преимуществом ее угольных предприятий, особенно – во времена большого спроса на вагоны", – отмечает аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка. Его мнение разделяет и г-н Ягелло: "Как минимум, данное сотрудничество позволит "Донецкстали" снабдить свои шахты вагонами для перевозки угля в периоды их дефицита". При этом, как подчеркивает г-н Андрейченко, синергетический эффект данного альянса будет весьма значительным: "СП объединит крупного добытчика угля, крупнейшего производителя полувагонов, а также – все их логистические ресурсы, представленные тремя компаниями".

Кроме того, союз с УВЗ создаст возможности для диверсификации бизнеса и "Донецкстали". "В принципе, диверсификация может быть очень широкой и взаимной, поскольку у компаний достаточно точек соприкосновения – это и активы в Латвии, представляющие обоюдный интерес, и производство полувагонов на "Донецкстали", для которого она могла бы использовать тележки УВЗ, – предполагает г-н Попов. – Также не исключено, что в результате этого альянса получит новый импульс к развитию и машиностроительный бизнес группы. То есть, в перспективе на базе СП может быть сформирован мощный машиностроительно-логистический кластер".