Тихие гавани - короткая, но емкая характеристика придунайских портов в их нынешнем состоянии. Созданные для обслуживания транспортных коридоров в рамках бывшего социалистического блока, они так и не смогли найти свое место в круговороте политических и экономических изменений в Европе. Балканские войны, стагнация некогда мощных металлургических заводов в Кремиковцах, Галаце и Смередево, рекордные скачки уровня воды в Дунае и связанное с ним усложнение судоходства, коррупция 90-ых и 2000-ых годов - эти и другие факторы стали причиной резкого падения грузооборота в Рени, Измаиле и Усть-Дунайске. В прошлом году, по сравнению с последним "докризисным" 2008-ым, суммарный грузопоток этих портов уменьшился почти на  40% (минус 21% к 2010 г.) и составил 10,5 млн т. Это менее чем треть  их установленной мощности.

Правительство настроено все поменять. "Мы попытаемся объединить в один узел Ренийский и Измаильский порт и создать управляющую компанию вместе с Украинским Дунайским пароходством, чтобы минимизировать затраты, чтобы люди не теряли работу и чтобы поднять грузооборот портов", - сообщил Центру транспортных стратегий вице-премьер - министр инфраструктуры Борис Колесников. Ориентировочный период реализации нового проекта – до конца года. По информации ЦТС, ключевую роль в объединение морских и речных активов региона будет играть Украинское Дунайское Пароходство, имеющее представительства во всех портах и возможности для эффективного распределения и управления флотом.

Такая конструкция - отнюдь не новое решение  чиновников: в период расцвета дунайского судоходства порты региона действовали как перевалочные базы, а координировал их деятельность как раз УДП. Несколько лет назад идею пытались возродить:  Минтранс рассматривал вариант  объединения морских торговых портов Измаила и Усть-Дунайска, но до практической реализации дело не дошло. В основе идеи и тогда и сегодня лежит концепция кластерного развития региона, предполагающая возможность объединения ресурсов предприятий, расположенных в одной местности -  Создание Дунайского морского транспортного комплекса. Докажет ли испытанная схема свою эффективность еще раз?

Оттолкнуться от дна Убытки, падение грузооборота, неиспользованный потенциал: за последние годы на Придунавье уже успели к этому привыкнуть. Причины лежат на поверхности: портовая инфраструктура устарела и приходит в упадок, железнодорожные тарифы растут из-за более длинного транспортного плеча к Дунаю и хронической нехватки вагонов, иностранные конкуренты успешно переманивают клиентов. 

Начальник Измаильского порта Юрий Фуртатов: "Нужно не делить между собой тонну груза, а решать глобальные вопросы региона". 

Взять, к примеру, Украинское дунайское пароходство - последнюю государственную судоходную компанию в стране. На первый взгляд, все не так плохо: УДП осуществляет свыше 30% транспортных перевозок по Дунаю, флот компании насчитывает почти 400 самоходных и несамоходных речных и 30 морских судов, основа грузопотока -металлургическое сырье, поставляемое для различных потребителей в придунайских странах. Но цифры говорят об обратном: в январе-марте 2012 года УДП зафиксировало чистый убыток в размере 25,224 млн гривен, что превышает в 2,6 раза прошлогодний показатель за аналогичный период - 9,612 млн гривен. В 2011 году чистый убыток УДП увеличился в 22,2 раза по сравнению с 2010 годом - до 67,082 млн грн. Его чистый доход в прошлом году сократился на 4,3% до 484,488 млн грн.

Аналогичная ситуация и с портом Рени - убытки порта в 2011 составили 8 млн гривен, переработка грузов - 1,6 млн тонн. Про Усть-Дунайский МТП и говорить не приходится: загрузка порта в прошлом году составила всего лишь...2% от установленной мощности. 

Особняком стоит Измаильский порт. Загрузка мощностей здесь составляет 57%, на порт приходится более половины грузопотока региона, прошлый год удалось закончить с позитивным финансовым результатом – прибыль до налогообложения составила 16,4 млн. гривен. Однако это скорее временное улучшение нежели "полное выздоровление", перспективы порта выглядят сомнительными минимум в силу двух факторов.

Первый называется Смередево: некогда мощный метзавод, обеспечивающий значительную часть грузопотока Измаила, сегодня пребывает на грани дефолта. Сербская власть говорит о поиске новых стратегических инвесторов, но целый ряд аналитиков не стесняются пессимистичных прогнозов, что в ближайшем будущем Смередево ждет судьба "коллеги" из Кремиковцев: завод просто порежут на металлолом.

Второй фактор - грузопоток Ferrexpo, проходящий через Измаильский порт к ключевому европейскому потребителю компании - австрийскому заводу Voestalpine. Сегодня компания Константина Жеваго изучает альтернативный канал поставки своей продукции: через порт Южный на румынскую Констанцу и по каналу к Чернаводэ далее по Дунаю. Даже частичная потеря этого грузопотока для Измаила может обернуться существенным падением финансовых показателей.  Поэтому ключевая задача для Измаильского порта, не говоря уже о его ближайших соседях из Рени и Усть-Дунайска, состоит если не в  увеличении, то хотя бы сохранении существующего грузопотока. И тут новая инициатива Мининфраструктуры по объединению активов под одним "центром управления" может оказаться как нельзя кстати. 

Новые возможности Первоначальный формат объединения - создание Координационного совета, в состав которого войдут руководители портов и пароходства, представители районных администраций,  меры портовых городов Придунавья, представители Министерства инфраструктуры, представители транспортного комитета ВРУ, эксперты. "Координационный совет - пожалуй, в случае с Измаилом, наиболее эффективная форма общественного контроля и участия в развитии региона. В работу нам также необходимо подключить народных депутатов от нашего региона и меров городов Рени, Измаил, Вилково, глав райадминистраций и создать совет, чтобы выработать единую позицию по основным проблемам региона, - говорит начальник Измаильского порта Юрий Фуртатов. - А это - железная дорога, автодорога, углубление канала. Нужно не делить между собой тонну груза, а решать глобальные вопросы".

На формировании единой политики по привлечению грузоотправителей в регион как  ключевой задаче объединения настаивает и начальник Украинского Дунайского пароходства Александр Долгов. "В стране сейчас нет единой транспортной политики. Каждый порт сражается за свои собственные интересы, а в общем и целом страдает дело -говорит руководитель УДП. Я полагаю, и это опубликовано на сайте министерства, будет создан Координационный совет и с учетом местной региональной специфики мы получим положительный результат", - убежден он.

В схожем ключе настроен и начальник порта Рени Сергей Строя: "Однозначно, это положительная инициатива. Во время кризиса координация необходима. В завоевании все новых грузопотоков преуспевают наши соседи, поэтому нам необходимо согласовывать свои действия".

Основная перспектива для такого объединения лежит в первую очередь в новых экономических возможностях за счет предоставления комплексной услуги для региональных грузоотправителей, эффективного распределения причалов с разной специализацией, введения единой тарифной ставки. "Для УДП положительный эффект - в возвращении и росте грузопотока - комментирует Александр Долгов. Если удастся отрегулировать транспортную политику, в первую очередь тарифную, то нам удастся вернуть полмиллиона-миллион тонн угля. 300 тысяч тонн угольных потоков - это только объемы "Мечела", которые ушли на Констанцу. Плюс железорудное сырье. Это все наши стандартные грузопотоки, которые мы потеряли", - добавляет руководитель УДП.

Помимо грузовых потоков, новое объединение может оживить и туристический потенциал региона через развитие круизного судоходства по Дунаю, в реализации которого смогли бы принять участие как дунайские порты с их инфраструктурой, так и пароходство со своими круизными судами. Одним словом, возможностей достаточно, главный вопрос – эффективно ими воспользоваться.

Времени "на раскачку" и долгие дискуссии у участников нет: конкуренция за грузопоток в черноморском регионе сейчас особенно острая, и пока она складывается не в пользу Придунавья. "Уже в ближайшее время мы создадим Координационный совет  для выработки направлений развития нового объединения.- говорит Юрий Фуртатов. - В таком формате нам вполне по силам создать противовес Румынии".