"Укрзализныця" в очередной раз заявляет, что предложенное повышение тарифов на грузовые перевозки на 12,5% учтено в макроэкономических показателях развития экономики Украины и соответствует ценовой политике на 2014 год. УЗ отмечает, что индекс роста грузовых тарифов значительно отстает от роста цены на зерновую продукцию. Свою позицию УЗ пояснила в ответ на обращение Украинской аграрной конфедерации (УАК) к премьер-министру Арсению Яценюку о неприемлемости роста грузовых ж/д тарифов, передает Интерфакс-Украина.
Специалисты УЗ сообщили, что в расчеты макропоказателей на 2014 год заложено предположение о среднегодовом росте тарифов на грузовые ж/д перевозки на 7,3%, что формировало вклад в рост индекса цен производства в размере 0,06 процентного пункта. При этом, учитывая то, что индексация тарифов производится несвоевременно, среднегодовой рост тарифов на грузовые ж/д перевозки составит 5,2% - влияние на рост индекса цен производства в размере лишь 0,04 п.п.
Индексация тарифов необходима для улучшения финансово-экономического состояния железнодорожной отрасли и выполнения инвестиционных программ, подчеркивает УЗ.
Читайте также Тарифы УЗ: что говорят грузовладельцы и железнодорожники о повышении ставок
Что касается планируемого устранения диспропорции в действующих тарифах на ж/д перевозку зерна, УЗ сообщила, что это отвечает требованиям ВТО и генерального соглашения о торговле услугами 1994 года.
По данным УЗ, во внутреннем сообщении в 2013 году поезда перевезли 0,763 млн тонн зерновых грузов, в том числе 0,403 млн тонн пшеницы, ржи и ячменя. Влияние на цену 1 кг пшеницы и ячменя от предложенного изменения уровня тарифов составит примерно лишь 4,6 и 2,9% соответственно.
При этом, по сравнению с 2008 годом с учетом выравнивания тарифов на перевозку зерновых грузов, индекс роста тарифов составит 46,9%, а цена на пшеницу II класса за указанный период возросла на 104,9%. Транспортная составляющая в 2008 году для указанного груза составляла 6%, а после предложенного выравнивания тарифов будет составлять лишь 4,4%.
УЗ добавляет, что свыше 96,5% зерновых грузов перевозится на экспорт, цена на эту продукцию формируется в иностранной валюте, а ж/д тарифы - в национальной валюте. Влияние тарифов на цену продукции (даже с учетом их индексации) по сравнению с 2008 годом останется неизменным, считают в УЗ. Так, по данным администрации, тариф на перевозку 1 тонны зерна на экспорт уменьшился с 15,3 до 11,8 долларов, или на 22,9%, а транспортная составляющая осталась неизменной и составляет 5,1%. УЗ констатирует, что приведенные данные еще раз свидетельствуют о незначительном влиянии грузовых тарифов и то, что индекс роста грузовых тарифов значительно отстает от роста цены на зерновую продукцию.
Ранее УАК призвала Кабмин отказаться от повышения тарифов на перевозку зерна железнодорожным транспортом, так как это снизит конкурентоспособность украинского зерна, приведет к падению закупочных цен на него, в результате чего у аграриев будет меньше доходов.