“Сегодня состоялось мое первое боевое крещение в статусе куратора экономической деятельности “Укрзализныци”. Согласование тарифов на грузоперевозку”, - написал в конце мая на своей странице в Facebook первый заместитель начальника железнодорожного госмонополиста Максим Бланк. В тот же день на сайте Министерства инфраструктуры появился проект приказа, согласно которому тарифы на внутренние грузовые перевозки до конца года повысятся на 12,5% (в среднем за год индексация составит 7,5%). При этом тарифы на перевозку зерновых повысятся еще больше - на 24,3%.

“Наши узковедомственные расчёты были, на мой взгляд, весьма убедительны. Но и аргументы противников столь радикального повышения тарифов тоже были весомы – тарифы грузоперевозки являются одними из ключевых драйверов роста экономики. Дискуссия была не простой”, - написал Максим Бланк.

“Укрзалізниця” говорит – надо О намерениях повысить тарифы на внутренние грузовые перевозки УЗ говорила еще в прошлом году. Тогда речь также шла о 12,5% по итогу 2014 г. Однако, после заявления бывшего премьер-министра Николая Азарова о требовании президента обеспечить мораторий на повышение тарифов естественных монополий и в 2013-м, и в 2014 г., - “Укрзализныця” отказалась от своих планов, хоть и не приветствовала такое решение. “Искусственное сдерживание индексации тарифов может привести к техническому и экономическому упадку отрасли из‑за прогрессирующей тенденции физического износа и морального старения основных производственных фондов”, — прогнозировал тогда заместитель гендиректора УЗ Петр Науменко, комментируя вопрос о возможном замораживании тарифов на 2014 г. По его мнению, индексация железнодорожных тарифов является обоснованной необходимостью.

Замораживание тарифов прежде всего лоббировалось крупными промышленными грузовладельцами. Примечательно, что решение ввести мораторий на повышение тарифов естественных монополий, было принято вслед за Россией. Однако, сейчас РЖД просит хотя бы частично проиндексировать тарифы на железнодорожные грузовые перевозки со второй половины 2014 г. Недавно, первый вице-президент РЖД Вадим Морозов говорил о том, что из-за объявленной с начала 2014 года нулевой индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки РЖД в настоящий момент переживает тяжелые времена.

В 2012, 2011 и 2009 гг., по данным УЗ, тарифы не менялись, а на протяжении 2010 г. поднялись на 23,8 %. В 2013 г. была проведена индексация тарифов на грузовые и пассажирские перевозки, что дало возможность монополии заработать дополнительные 650 млн грн. Согласно прогнозам, доходы УЗ от повышения тарифов на грузовые перевозки в этом году увеличатся на 2,29 млрд. грн без НДС.

В объяснительной записке к проекту документа сказано, что индексация необходима для частичной стабилизации финансового состояния отрасли. Физический износ подвижного состава составляет около 90%. Ежегодная потребность в капитальных инвестициях в отрасль - 35 млрд. грн, в том числе на обновление подвижного состава - 24 млрд. грн или 69,1%, для пассажирского хозяйства - более 5 млрд грн. При этом финансовое состояние отрасли позволяет удовлетворить потребность в капитальных инвестициях за собственный счет всего на 5,3%. Кроме того, УЗ говорит о том, что цены на необходимую для функционирования отрасли продукцию растут быстрее, чем тарифы на железнодорожные перевозки.

Отдельно стоит сказать о том, что тариф на перевозку зерновых во внутреннем сообщении повыситься на 24,3%. В “Укрзализныци” объяснили, что диспропорция в тарифах возникла при согласовании Кабмином проведения в 2011 г. индексации тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом. “Выполнение этого решения Кабмина привело к тому, что на сегодня тарифы на перевозку зерновых грузов во внутреннем сообщении на 19,5% ниже, чем для экспортно-импортных грузов. Это позволило зернотрейдерам злоупотреблять планированием при перевозке экспортных грузов, а именно осуществлять оформление перевозочных документов для перевозки во внутреннем сообщении с назначением на элеваторы, которые находятся в портах”, - сообщила “Укрзализныця” в ответ на запрос ЦТС.

Индексация тарифов уже заложена в финансовый план железных дорог на 2014 г.

Сейчас приказ находится на согласовании в заинтересованных министерствах и ведомствах. Однако, индексация тарифов уже заложена в финансовый план железных дорог на 2014 г., который был утвержден Кабинетом Министров 18 июня текущего года.

Грузовладельцы – против В структуре железнодорожных перевозок за 2013 г. наибольшую долю занимал уголь (26,1%), ЖРС (19,4%), стройматериалы (12,2%), черные металлы (7,8%), зерно (5,09%). Соответственно именно владельцы этих грузов пострадают от повышения тарифов больше всего именно они больше всего выступают против. По словам аналитика ЦТС Дмитрия Ягелло, учитывая экономический кризис, наблюдаемый в Украине, повышение тарифов негативно скажется на грузоотправителях, так как приведет к повышению себестоимости производимой продукции. “На внутреннем рынке (внутренние и импортные перевозки) вероятнее всего повышение тарифов будет переложено на конечного потребителя, что приведет к росту уровня инфляции. На внешних - производители будут вынуждены компенсировать рост тарифов за счет собственной прибыли. Что негативно отразится на их финансовых результатах”, - считает Дмитрий Ягелло.

Директор по коммерческой деятельности компании ДТЭК Андрей Фоворов говорит, что повышение тарифов на внутренние грузовые перевозки отразится на стоимости логистики транспортировки угля для потребностей тепловой генерации. Дополнительные расходы ТЭС с учетом тяжелой ситуации с расчетами за потребленную электроэнергию, а также не повышения тарифов до экономически обоснованного уровня, ограничат возможности ТЭС по выполнению инвестиционных планов, обновлению и модернизации оборудования.  Что касается логистики в международном сообщении, то тут повышение тарифов скажется на конкурентоспособности угольной продукции, учитывая ухудшение конъюнктуры на внешних рынках.

Глава Украинской аграрной ассоциации Владимир Макар говорит о том, что любые повышения тарифов на перевозку сразу отражаются на закупочных ценах на зерно. Маржа зернотрейдеров практически неизменна и в среднем составляет 3%, всю себестоимость логистики трейдеры переводят на тех, кто всегда вынужден платить за налоговые, тарифные и прочие новации – на украинских сельхозпроизводителей. Естественно, мы выступаем категорически против данного решения.

Еще один крупный грузовладелец - компания “АрселорМитал Кривой Рог”. На запрос ЦТС в компании ответили, что повышение тарифов на внутренние грузовые железнодорожные перевозки существенно повлияет на конкурентоспособность предприятия и на себестоимость продукции ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог». В ближайшее время администрация предприятия готово к активным переговорам с руководством ГП «Укрзалізниця» по этому вопросу, после чего мы сможем подробнее комментировать эту тему.

Однако, стоит напомнить, что “Укрзализныця” традиционно предоставляет крупным грузовладельцам скидки. Во-первых, это выгодной самой УЗ, поскольку скидка предоставляется под гарантии перевозки определенных объемов грузов за определенный период и, соответственно, обеспечивает железной дороге стабильную загрузку. Грузовладельцы со своей стороны таким образом имеют возможность сократить транспортные расходы.  Для примера, в прошлом году компании ИСД и Ferrexpo получили скидку на перевозку грузов в сторону порта Измаил.

Поэтому, грузовладельцы традиционно будут договариваться с железной дорогой о предоставлении скидок. В самом ведомстве говорят, что в соответствии с положениями Сборника тарифов на перевозку грузов в пределах Украины и связанные с ними услуги УЗ устанавливает и утверждает в соответствии с экономической эффективности и себестоимости перевозок льготные тарифы со скидкой 20% от общих тарифов. “Мы рассматривает все обращения грузовладельцев, которые поступают и в случае экономической эффективности принимаются решения об установлении льготных тарифов”, - сообщили в “Укрзализныци”.