Реальные расходы "Газпрома" на проект газопровода "Южный поток", который соединит месторождения Ямала и север Италии в обход Украины, могут составлять 65 млрд долларов, а не 30 млрд евро, как оценивал сам концерн. Об этом говорится в аналитической статье Reuters со ссылкой на президента консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, передает Укринформ.
"Концерн ("Газпром") Оценивал суммарные затраты на новую магистраль, включая трубу в Европе и стоимость подключения к российской газотранспортной сети, примерно в 30 млрд евро. Корчемкин считает, что реальные расходы будут гораздо выше - около 65 млрд долларов вместе с затратами на строительство трубы от Ямала до Средней России Бованенково-Ухта-Починки, которые не учитывает "Газпром", - пишет Reuters.
Аналитик считает, что окупить такой объем вложений при нынешней цене углеводородов российскому газовому монополисту будет крайне сложно. "Для приемлемого возврата инвестиций "Газпрома" придется продавать газ в Европе по цене выше 14 долларов за MMBtu (декатерм, чуть больше 28 кубометров) при том, что нынешняя средняя цена в Европе - 11,8 долларов", - сказал Корчемкин.
С политической точки зрения, "Южный поток" необходим России, чтобы сохранить лидерство на европейском рынке, куда через несколько лет придет конкурирующий газ из Каспия. "Но насколько выгодна экономика "Южного потока", который будет проходить по дну Черного моря? Аналогичный проект, с помпой запущенный в 2011 году тоже в обход Украины по дну Балтики ("Северный поток"), заполнен отнюдь не на полную мощность", - резюмирует Reuters.
Агентство считает, что с намеченным на 2019 год началом экспорта в Европу с гигантского азербайджанского месторождения Шах-Дениз, а также с ожидаемым ростом мировых поставок сжиженного природного газа и обострением конкуренции среди производителей европейские цены на газ вряд ли вырастут и поправят экономику "Газпрома".
Напомним, месяц назад строительство "Южного потока" началось в Болгарии, а на днях - в Сербии. Морской участок газопровода пройдет по Черному морю от компрессорной станции "Русская" на российском побережье до побережья Болгарии. Общая протяженность черноморского участка составит более 900 километров, максимальная глубина - более двух километров, проектная мощность - 63 млрд куб. м. Протяженность сухопутной части в Европе составит 1455 км.