РЖД подготовила обновленную стратегию развития компании до 2030 года, сообщил в интервью агентству "Прайм" председатель совета директоров монополии Кирилл Андросов, передает РЖД-Партнер.
"Правление компании в июле рассмотрело и утвердило проект стратегии РЖД на период до 2030 года. И сейчас мы планируем рассмотрение этой стратегии на совете директоров, после чего вынесем ее на активное обсуждение профессиональной общественности и на рассмотрение правительства РФ", - рассказал Андросов.
По его словам, надо решить, станут ли РЖД чисто инфраструктурной компанией или транспортно-логистической. "Мы сейчас стоим на перекрестке: можем поехать налево и тогда станем инфраструктурной компанией, как, например, "Транснефть", которая обеспечивает перемещение груза из точки А в точку Б. У нас есть железнодорожная инфраструктура и останется некоторая часть от общего парка локомотивов, и у нас есть система регулирования отрасли. Мы содержим и эксплуатируем инфраструктуру, предоставляем совместно с частниками услуги тяги, а нам регулируют цены на наши услуги через систему тарифов", - привел пример Андросов.
Это одно направление пути, которое заложено в логике модели реформы. Значит, поясняет глава совета директоров РЖД, тариф всегда регулируемый, денег не хватает, потому что маржа в основном частнику. "То есть, либо мы накапливаем недофинансирование инфраструктуры, либо правительство активно наращивает объем субсидий или через вклад в уставный капитал продолжает дотировать деятельность РЖД там, где правительство считает, что нужны новые направления или нужно повышать надежность и объем перевозок. В этой модели роль регулятора колоссальная. По сути, он определяет, где, как, зачем и сколько строить", - пояснил Андросов.
Второе направление предполагает развитие РЖД как транспортно-логистической компании. "...к услуге перевозки добавляем большой набор услуг из конкурентного сектора экономики с высокой добавленной стоимостью... Тезис очень простой - груз, который надо переместить из точки А в точку Б, все равно в какой-то момент окажется в транспортной цепочке у нас на железной дороге - в вагоне, может быть, не нашем, но на рельсах, которые точно наши и с локомотивом, который, скорее всего, наш. Надо быть очень ленивым, чтобы не попытаться в этот момент продать дополнительные услуги и заработать дополнительные деньги. Мы можем и хотим это делать", - описал вторую модель Андросов.
Сторонники, по словам главы совета директоров, есть у каждого из вариантов, но большинство членов совета директоров и ключевых членов правления РЖД остановились на втором пути. "... на пути развития компании, которая способна оказывать гораздо больший объем услуг в транспортно-логистической сфере, то есть становиться крупным игроком на внутреннем и международном рынках транспортно-логистических услуг. При этом, эксплуатация инфраструктуры остается одной из важнейших сфер нашей деятельности", - заключил он.