Вчера АФК "Система" объявила о покупке 100% железнодорожного оператора "СГ транс" у государства за 22,7 млрд руб. С этой сделкой парк компании в собственности и управлении вырастет с 19500 до 34500 вагонов, говорится в опубликованной на сайте АФК презентации. Но это лишь начало экспансии на рынок железнодорожных перевозок. Цель "Системы" — собрать парк примерно в 100000 вагонов, сказано в презентации, пишут "Ведомости".

Сейчас больше лишь у Независимой транспортной компании (НТК) Владимира Лисина и государственной РЖД (с учетом "дочек") — 199000 и около 150000 вагонов соответственно. У ближайших конкурентов — "Нефтетранссервиса" и Globaltrans намного меньше: более 44000 и 62000 вагонов соответственно.

"Система" намерена участвовать в приватизации активов РЖД — "Трансконтейнера" и Федеральной грузовой компании (ФГК, ранее — Вторая грузовая компания), говорится в материалах АФК. ФГК занимает 2-е место среди железнодорожных операторов по количеству вагонов: ее парк насчитывает более 122000 вагонов (большая часть из них — в аренде у РЖД). У "Трансконтейнера" 23700 вагонов. Но пока ни один из этих активов не выставлен на продажу. 25% "Трансконтейнера" РЖД должна была продать еще в прошлом году (сделка одобрена советом директоров монополии), но правительство до сих пор спорит о размере продаваемого пакета, сроках продажи и возможности приватизации. РЖД предлагает не продавать актив, а внести в уставный капитал российско-казахско-белорусского СП по перевозке контейнерами. Вопрос о продаже ФГК будет решаться после 2015 г., отмечает представитель РЖД.

Компания Владимира Евтушенкова также "рассматривает возможность" покупки частных компаний. "Система" рассчитывала на приобретение "дочки" Evraz — "Евраз транса" (парк — более 4000 вагонов). Но оператор за $300 млн достался "Нефтетранссервису". АФК претендует на оператора Магнитогорского меткомбината — "ММК транс" (парк — 3600 вагонов). Покупатель актива будет назван до конца этой недели, сообщил "Ведомостям" источник, близкий к одному из претендентов на оператора. Кроме "Системы" заявки на покупку "ММК транса" подавали Первая грузовая компания (ПГК), "УВЗ логистик" и Globaltrans.

"Система" участвовала в торгах по продаже 25% ПГК, но не была допущена к финальному этапу "конкурентных переговоров". В итоге блокпакет ПГК достался НТК.

Железнодорожного оператора "Система" будет создавать на базе "Финансового альянса" (будет переименован в Uni Rail, парк — 8000 цистерн), рассказывал топ-менеджер АФК.

В капитал "Финансового альянса" будет передан и парк "СГ транса", уточняет он. АФК владеет только 50% компании, остальные 50% — у топ-менеджеров "Финансового альянса", в том числе у председателя ее совета директоров Алексея Тайчера (бывший первый заместитель гендиректора ПГК) и гендиректора Владимира Яковины (бывший замглавы Центра фирменного транспортного обслуживания РЖД), уточняет АФК. Кроме того, АФК заключила договор на управление активами Транспортно-логистической компании (парк — 7000 цистерн, из которых 5000 арендует у ПГК).

Увеличение парка до 100000 вагонов может потребовать инвестиций примерно на $6 млрд, считает гендиректор Infranews Алексей Безбородов. "Системе" это вполне по силам. Она может занять часть средств. Ведь отношение ее долга ($16 млрд) к EBITDA — всего 1,8. Кроме того, у корпорации есть активы, которые генерируют стабильную выручку, — МТС и "Башнефть", говорит директор аналитического управления "Уралсиба" Константин Чернышов. От них "Система" получает ежегодно около $1 млрд, констатирует он.

Смотрите также инфографику портала ЦТС Крупнейшие операторы полувагонов в странах СНГ