Проект по реализации Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) может оказаться под угрозой срыва из-за недостатка средств, выделенных на него из федерального бюджета. Об этом пишут Ведомости, ссылаясь на отчет Счетной палаты, передает lenta.ru.

Как говорится в официальных материалах Счетной палаты, опубликованных на сайте ведомства 19 июля, в 2003-2010 годах на проект создания SSJ-100 и двигателя для этих лайнеров SaM146 было израсходовано 16,98 млрд руб. (531,4 млн долларов) по 15 госконтрактам. Из внебюджетных средств разработчики проекта привлекли 27,17 млрд руб. (850,4 млн долларов).

Расходы бюджета только на самолет Superjet (без учета трат на создание двигателя) составили 12,43 млрд руб. (389 млн долларов) по 9 госконтрактам, а из внебюджетных источников было привлечено 20,34 млрд руб. (636 млн долларов). При этом, как указывает Счетная палата, в 2010 году финансирование из федерального бюджета создания SSJ-100, организации производства и послепродажного обслуживания прекратилось.

В то же время НПО "Сатурн", производящее двигатели для SSJ-100, получило из бюджета только 3,4 млрд руб. (106,4 млн долларов), хотя планировалось выделить предприятию 8,4 млрд (263 млн долларов). Недостаток финансирования, как указывают в Счетной палате, не позволит "Сатурну" увеличить производство двигателей, как предполагалось - с 30 до 150 двигателей к 2014 году. А это, в свою очередь, "поставит под угрозу всю программу продаж" Superjet.

Кроме того, как сообщили в контролирующем ведомстве, анализ финансового состояния ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (реализует проект SSJ-100) показал, что "предприятие не располагает необходимыми для освоения масштабного производства финансовыми ресурсами, при этом финансовое состояние предприятия затрудняет их привлечение на рынках заемных денежных средств".

Sukhoi Superjet 100 является новой разработкой российского авиапрома. Поставки лайнеров должны были начаться в 2008-2009 годах, но эти сроки не раз сдвигались. В итоге первый заказчик SSJ-100 - авиакомпания "Армавиа" - получил первый самолет в апреле 2011 года. В июле 2012-го стало известно, что "Армавиа" отказалась покупать у "Сухого" второй Superjet, не указав причины.

Помимо "Армавиа", SSJ-100 эксплуатирует также "Аэрофлот": в распоряжении авиакомпании находится восемь лайнеров. В начале июля российские СМИ сообщали, что перевозчик не может использовать четыре из восьми SSJ-100 из-за технических трудностей. Как пояснили тогда же в "Сухом", это связано с ложной сигнализацией в системе кондиционирования.