На авиасалоне "Фарнборо-2012" российским производителям самолетов так ничего и не перепало. Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян провел две пресс-конференции, но не сообщил ни об одном новом заказе для ОАК - разве что обещал до конца года заключить контракт на 40 самолетов Superjet 100. И покинул Фарнборо вечером в среду - на день раньше запланированного срока, пишут "Ведомости".
Возможно, общаться с прессой и более успешными коллегами просто стало неудобно. Потому что Boeing и Airbus продолжают делать на авиасалоне деньги - чуть ли не рекордные.
Для ОАК "Фарнборо-2012" с самого начала не задался: в первый же его день "Армавиа" объявила об отказе от контракта на Superjet 100. Во второй - президент корпорации "Иркут" (входит в ОАК) Алексей Федоров объявил, что малазийская Crecom перевела твердый контракт на 50 МС-21 обратно в опцион. Для Погосяна это были, мягко говоря, неприятные новости, тем более что "Фарнборо-2012" для его карьеры этапный: до сих пор он приезжал сюда как президент "Гражданских самолетов Сухого" и вот впервые - в новом качестве президента ОАК.
Но не стоит связывать проблемы российского авиапрома исключительно с одной личностью. Причины куда глубже. ОАК всегда была сложным госактивом (государству в лице Росимущества принадлежит в ней 83,18% акций). Указ о ее создании из примерно 20 убыточных авиапредприятий - заводов и КБ в предсмертном состоянии - президент Владимир Путин подписал еще в феврале 2006 г. Только на погашение долгов ОАК государство выделило 46 млрд руб., а на развитие гражданских проектов оно дает ОАК миллиарды рублей каждый год. Стоимость проекта МС-21 - около 5 млрд долл., а Superjet - 3 млрд долл. бюджетных средств. Но и с такой помощью корпорация продолжает огорчать: чистый убыток ОАК по РСБУ в 2011 г. увеличился в 2 раза по сравнению с 2010 г. - до 14,7 млрд руб. Сейчас на согласовании в правительстве лежит обновленная программа финансирования авиационных проектов - на 1,7 трлн руб. Но дело не только в финансировании.
"Проблема в головах - никакие деньги за нас ничего не сделают, - говорит высокопоставленный работник ОАК. -Почему, когда я прошу подумать некоторых российских поставщиков о том, как сделать МС-21 лучше зарубежных аналогов, они напоминают мне, что им пора обедать?"
Фотогалерею Крупнейшая в мире авиавыставка Farnborough 2012 смотрите в разделе Фото.