ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) с 1 апреля запретило погрузку нефти в цистерны, произведенные украинским "Азовмашем", не предназначенные для перевозки темных нефтепродуктов, пишут Ведомости. Под запрет РЖД подпадает около 40 тыс. цистерн производства "Азовмаша".

Ужесточить требования РЖД решили после ряда крупных аварий на железной дороге, причиной которых РЖД назвали излом боковой рамы грузовой тележки производства "Азовэлектростали" (входит в "Азовмаш").

"Азовмаш" заявил, что причина катастроф - не в браке, а в непрофильном использовании цистерн. По техническим требованиям, "бочки" должны быть заполнены не менее чем на 20%, но и не более чем на 80%. Это нужно, чтобы вагон не раскачивало из-за недозагрузки, но и "не ломало" при перегрузе. При этом цистерны для перевозки темных и светлых нефтепродуктов различаются по весу и объему: светлые нефтепродукты имеют меньшую плотность, поэтому цистерны для их перевозки легче и более вместительные. "Если заливать туда нефть, то общая нагрузка на ось грузовой тележки будет больше допустимой, что может спровоцировать излом", - пояснили собеседники издания. Вину на эксплуатантов вагонов возлагает и Ространснадзор.

Примерно 40 тыс. цистерн производства "Азовмаша", которые попадают под запрет - это порядка 20% всего подвижного состава, использующегося сегодня в России для перевозки нефти и нефтепродуктов, отметил исполнительный директор Совета участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава Дмитрий Королев. "Единовременное выпадение из перевозочного процесса такого количества вагонов неизбежно приведет к снижению объемов переработки нефти на НПЗ и срыву экспортных контрактов", - уверен он.

О возможности срыва экспортных поставок нефти в рамках проекта ВСТО вице-премьера РФ Игоря Сечина предупредил и президент ОАО "Транснефть" Николай Токарев, отмечают Ведомости со ссылкой на письмо от 28 марта.

Напомним, ранее вице-президент РЖД Александр Тишанин выразил мнение, что за каждый дефект вагонного литья завод нужно лишать сертификата.