Китай и Киргизия не могут определиться с тем, какой ширины должна быть колея проектируемой железной дороги из Китая в Узбекистан через территорию Киргизии, пишет REGNUM.
Киргизия настаивает на ширине 1 521 мм (фактически, как в странах СНГ - 1520 мм), а Китай - на ширине колеи 1 435 мм. Строительство будущей магистрали планируется вести за китайские деньги.
"На сегодняшний день по проекту строительства железнодорожного полотна, соединяющего север республики с югом, а также дающий выход в Китай, рассматривается возможность заключения концессионного соглашения или получение льготного кредита", - сообщил замминистра транспорта и коммуникации Киргизии Шералы Абдылдаев на заседании парламентского комитета по развитию отраслей экономики, передает КирТАГ.
Ранее решить вопрос финансирования Китаем проекта предлагалось за счет привлечения долгосрочного льготного кредита по схеме "ресурсы взамен инвестиций". Китаю на рассмотрение были переданы материалы по четырем золоторудным месторождениям, которые были зарезервированы распоряжением киргизского правительства еще в 2009 году как раз для финансирования данного проекта.
Однако 29 февраля президент Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил, что против предложенной Китаем схемы. Кроме того, известно, что 5 марта одна из парламентских фракций - "Ар-Намыс" - дала понять, что не проголосует за китайский вариант, одобрив проект сооружения магистрали киргизско-немецкой компанией "Темир Роял".
По словам президента компании Нурлана Курманбекова, инвесторы просят эксклюзивное право на строительство железной дороги и освобождение на 10 лет от налогов. Преимуществом перед возможными другими проектами является отказ от правительственных гарантий и внедрение при строительстве европейских технологий. При этом данный проект не требует никаких вложений Киргизией, все расходы берет на себя немецкая сторона. Стоимость проекта составит 2 млрд евро.
Напомним, по предварительным данным, железная дорога Китай - Киргизия - Узбекистан может появиться в 2018 году. Планируемый маршрут протяженностью 268 км сократит нынешний маршрут между Китаем и остальными странами Центральной Азии, а также обеспечит им доступ к морю. Железная дорога также поможет соединить Восточную Азию с Европой: для транспортировки груза от тихоокеанского побережья Китая на рынки Европы потребуется всего одна неделя вместо нескольких недель и даже месяцев.
Наряду с данным проектом, известно и об интересе Китая к перевозкам контейнерных грузов по железной дороге в Европу через Россию. Азиатская страна даже может предоставить субсидии для развития этого маршрута. Перевозка грузов РЖД в Европу займет 20 дней вместо 40-45 дней по морю.