Ввоз в Украину изношенных и списанных грузовых вагонов из России привел к коллапсу украинского вагоностроения, одной из важнейших отраслей промышленности, заявил генеральный директор Кременчугского сталелитейного завода Ростислав Дубров, выступая на Kukhar Discussion Court, пишет ЦТС.

По его словам, все началось в 2016 году, когда в России был принят приказ о списании вагонов с превышенным сроком нормативной эксплуатации, на которую дается гарантия завода-производителя. 

"Это было сделано понятно для чего - это государственные интересы, Россия поддерживает свою вагоностроительную отрасль", - пояснил Дубров.

После этого несколько крупных украинских компаний купили в России более 30 тысяч старых списанных вагонов. "А украинские предприятия за этот период (2016-2020 гг.) производят 35 тысяч вагонов - за 5 лет. Причиной падения производства является заход этих старых вагонов", - подчеркнул он. 

Директор КСЗ напомнил, что в 2011-2012 годах выпускалось 50 тысяч вагонов в год. В январе-сентябре текущего года производство грузовых вагонов в Украине составило всего 1394 единицы.

"Чем это чревато для отрасли? Прежде всего потерей кадров. На 66% сократилось число работающих по сравнению с 2011-2012 годами. Причем уходят в первую очередь те, кто в состоянии сменить профессию.  Целые поколения, целые династии, которые работали на вагоностроительных заводах Украины - они сегодня прерываются", - добавил директор КСЗ.

По его мнению, реанимировать отрасль можно путем принятия в Украине аналогичного приказа о списании старых вагонов и за счет выполнения президентской программы "Большая стройка: Новая украинская железная дорога". 

"Эта программа нужна, иначе мы потеряем отрасль и Украина станет полностью зависимой от соседей. Потому что никто в Европе, Америке или Китае не производит вагоны по украинскому стандарту. У нас свой стандарт - 1520, и украинский вагон производится в рамках этой стандартизации. Это Россия в первую очередь, Казахстан и Беларусь",  - подытожил директор КСЗ. 

Напомним, что 22 ноября представители ведущих отраслей экономики Украины подписали "Антимеморандум" против программы списания вагонов по возрасту, которую инициирует Министерство инфраструктуры. По убеждению подписантов "Антимеморандума", предложенный МИУ проект создаст предпосылки для искусственного долгосрочного дефицита на рынке вагонов, что будет иметь серьезные негативные последствия для предприятий и экономики Украины.

За несколько дней до этого, 19 ноября, министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков заявил, что приказ МИУ о порядке списания грузовых ж/д вагонов с превышенным сроком нормативной эксплуатации будет подписан до конца ноября. Он также выразил надежду, что грузоперевозчики и вагоностроители подпишут совместный меморандум с Мининфраструктуры относительно обновления вагонного парка в стране.