Владимир Жмак, которого 26 августа Кабмин назначил председателем правления АО "Укрзализныця", намерен сделать ж/д компанию прибыльным предприятием не за счет повышения тарифов, а путем снижения стоимости услуг перевозчика. Он намерен сблизить тарифы на перевозку различных классов грузов. Также в планах разделение компании на четыре бизнес-единицы, одной из которых станет выделенный контейнерный оператор (при этом рассматривается вариант концессии контейнерных терминалов в Киеве и Одессе).
Об этих и других шагах во главе УЗ, как пишет ЦТС, Владимир Жмак рассказал в интервью Лиге.Бизнес.
"Первое: я хочу сделать из "Укрзализныци" прибыльную компанию, но не столько за счет повышения тарифов, как за счет снижения стоимости услуг, которые мы предоставляем.
Второе: я хочу, чтобы "Укрзализныця" занималась в первую очередь профильным бизнесом - это подвижной состав: локомотивы, вагоны, инфраструктура и диспетчеризация, то есть организация движения. Все остальное касается деятельности "Укрзализныци" опосредованно.
Я хочу выделить в "Укрзализныце" четыре вертикально-интегрированные бизнес-единицы, с отдельными балансами, которые способны посчитать свои доходы и убытки: это грузовые перевозки, пассажирские перевозки, инфраструктура, и моя новация - отдельно вывести контейнерные перевозки. Впоследствии эти вертикально интегрированные единицы должны превратиться в отдельные компании в составе холдинга УЗ", - рассказал Жмак.
Относительно пассектора он уточнил, что намерен сконцентрировать в одной пассажирской вертикали пригородные поезда, ночные и скоростные поезда. По его словам, эта компания должна стать по крайней мере безубыточной. При этом, выбирая между ночными и скоростными поездами, Жмак отметил, что склоняется к тому, чтобы инвестиции прежде всего направлялись в обновление парка скоростных электропоездов. При этом, согласно предоставленной им презентации, закупка скоростных поездов планируется уже в 2020-2022 гг.
Отвечая на вопрос о возможном росте цены билетов, топ-менеджер сказал: "Конечно, не может быть резких шагов в цене билетов. Но постепенно надо выходить на рыночный уровень".
Что касается тарифной политики, Владимир Жмак озвучил следующее видение: "Мой тезис - симплификация, стандартизация и экономическая обоснованность тарифов. Авиационные компании начисляют плату независимо от того, что везет самолет, стоимость рассчитывается по тарифу тонна-километр перевозок. Так должно быть и в "Укрзализныце" для магистральных участков. Для руды, песка, щебня или компьютеров - стоимость должна базироваться на тарифе тонна-километр. Для маневровых - просто плата за тонну".
"Тарифы будут не из пальца, а экономически обоснованы. И я не уверен, что для каких-то групп не будет снижения тарифов, - добавил он. - Тариф тонна-километр должен быть единым. Но он должен быть экономически обоснованным и просчитанным. Сейчас УЗ просто не может посчитать эти тарифы... Я хочу создать группу с привлечением специалистов для расчета тарифа".
"У меня два аргумента. Вы будете ехать, может, чуть дороже, но гораздо быстрее, что даст вам возможность быстрее оборачиваться. И второе - чем больше у вас объем, тем больше будет ваша скидка. Скидка на объем - это мировая практика, но скидка на объем от единого тарифа", - сказал Жмак в продолжение тарифной темы.
В плане борьбы с коррупцией новоназначенный руководитель УЗ намерен решить проблему справедливого распределения локомотивов, а также навести порядок в закупках компании, включая внедрения онлайн-трекинга поставок запчастей. (Отметим, что ранее участники рынка неоднократно обращали внимание на проблему дефицита тягового подвижного состава. Так, причиной неоднократного введения конвенций УЗ, по данным компании "Лемтранс", были нехватка должного количества локомотивов и бригад).
Еще один приоритет Жмака - автоматизация и цифровизация максимального числа процессов, начиная от документооборота и диспетчеризации движения.
"Немаловажная вещь - это мотивация. Я хочу ввести понятную для всех систему оплаты труда и мотивации сотрудников. Хочу внедрить систему EVA (Economic value added). Это наиболее справедливая система для такой компании как УЗ", - сказал о еще одном из приоритетов своей работы Владимир Жмак.
Читайте также Быстрые перемены без раскачки в год: Чего ждут от нового главы "Укрзализныци" Владимира Жмака