Сегодня Кабинет министров, наконец, утвердил нового председателя правления АО "Укрзализныця". По результатам конкурса, который проводила Boyden Global Executive Search, победителем стал Владимир Жмак. Ранее он работал в наблюдательном совете "Киевстара", в целом посвятив компании более десяти лет. С 2011 года был исполнительным директором "ТНК-ВР" в Украине, и после ее поглощения "Роснефтью" возглавлял "Роснефть-Украина". Также был первым заместителем главы Одесской ОГА Михеила Саакашвили, с которым, как пишут СМИ, как и с пятым президентом Украины Петром Порошенко знаком со студенческих лет. В 2014 году Жмак баллотировался в Киевсовет от партии УДАР, но безуспешно. В мае 2019 года вошел в состав наблюдательного совета аэропорта Борисполь и возглавил его. Став у руля крупнейшей компании Украины топ-менеджер столкнется с новыми вызовами и задачами.

ЦТС опросил представителей отрасли, бизнеса и власти на предмет того, каких шагов и изменений они ждут от нового главы "Укрзализныци", переживающей свои не лучшие времена.

Олег Журавлев, член наблюдательного совета "Укрзализныци" 

Прежде всего, набсовет ожидает от нового председателя правления преодоления текущего финансового кризиса, вызванного эпидемией, и наращивания объемов грузовых перевозок. Во-вторых, мы ожидаем скорейшего формирования управленческой команды, чтобы правление, наконец, заработало как целостный коллегиальный орган. Третье - четкие и ясные меры, и главное - действия по борьбе с коррупцией, так как УЗ отличается от других компаний тем, что тут все всегда спускается на тормозах - коррупционеры куда-то исчезают, уголовные дела не возникают или просто разваливаются. Наблюдательный совет и акционер хотят реальных изменений на этом фронте борьбы. 

Следующий этап - выполнение утвержденной Стратегии по разделению компании в трехлетней перспективе. В том числе, четкое формирование вертикалей, подготовка их внутреннего состояния - это и бизнес-процессы, и технологические процессы, и разделение учета, для того, чтобы потом эти вертикали стали отдельными компаниями в составе холдинга. Думаю, что для нового руководителя компании этого более чем достаточно.

Владислав Криклий, министр инфраструктуры Украины

Реорганизация компании, ликвидация коррупционных вертикалей и бытовой коррупции, стратегическое планирование и клиентоориентированность в процессах и сервисах. Все должно работать для людей и про людей. Конечно же, оздоровление компании. Выполнение инвестиционных программ развития: электрификация новых участков, обновление тяги и вагонов (пассажирских и грузовых). И главное - решительность делать быстрые перемены. Без раскачки в год. Негодяев увольняем без жалости, быстрые очевидные победы поставляем моментально, а не тянем время. 

Александр Скичко, член транспортного комитета Верховной Рады, глава подкомитета по вопросам ж/д транспорта

Первое, что хотелось бы увидеть от нового главы УЗ, это четкая стратегия реформирования компании с внятным, экономически обоснованным пошаговым планом ее реализации. И времени на раскачку у него совсем немного - состояние УЗ не позволяет. Надеюсь, что новый глава - это и новая команда достаточного профессионального уровня. И второе - "Укрзализныця" понесла огромные потери в результате коронакризиса и карантина. Очень хотелось бы, чтобы новое руководство учло этот опыт и имело готовый план реагирования на случай второй волны Covid-19. А она, скорее всего, неизбежна.

Владимир Гусак, генеральный директор Федерации работодателей Украины

Мы рассчитываем на то, что новый глава УЗ будет иметь возможность проработать хотя бы несколько лет и планировать в среднесрочной перспективе. Важно, чтобы он имел возможность сформировать эффективную команду и при этом нес ответственность за деятельность компании. 

Что касается приоритетов, на которые мы рассчитываем, то в последние годы у компании ухудшаются все показатели операционной деятельности, падают грузоперевозки. Клиенты бегут от УЗ из-за постоянно растущей стоимости и низкого качества сервиса. Мы ожидаем, что приоритетом нового главы будет улучшение качества сервиса и прекращение оттока клиентов. Также необходимо, чтобы новое руководство сосредоточилось на решении целого ряда операционных проблем и борьбе с коррупцией. 

Дарья Сичкарь, координатор рабочей группы по развитию железнодорожной инфраструктуры комитета по логистике Европейской Бизнес Ассоциации

Основные проблемные вопросы в железнодорожном секторе, требующие решительных действий, в течение длительного времени остаются неизменными. Бизнес ожидает, что приоритетными направлениями для нового руководителя компании станут: 

Реформирование структуры "Укрзализныци". Для эффективного процесса реформирования рынка железнодорожных перевозок должно состояться организационное выделение отдельных вертикалей: грузовые перевозки и логистика, пассажирские перевозки, инфраструктура, производство и сервис.

Отказ от субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых и создание прозрачного механизма тарифообразования. Действующая тарифная система непрозрачна и экономически необоснованная. Кроме этого отсутствует привязка к типу затрат, что делает невозможным четкое целевое использование тарифов: тяга, вагон, инфраструктура, инвестиции. Это все приводит к субсидированию пассажирских перевозок за счет грузовых, вместе с постоянным повышением тарифов на последние.

Борьба с воровством деталей вагонов и локомотивов, обеспечение безопасности и сохранности грузов при транспортировке, а также оптимизация избыточной инфраструктуры. 

Александр Каленков, президент объединения предприятий "Укрметаллургпром"

Первое - должно быть осознание того, что самые главные люди для "Укрзализныци" - это их клиенты. Это также касается вопросов тарифной политики, нового договора по предоставлению услуг по организации перевозки грузов железнодорожным транспортом, который был навязан грузоотправителям, предполагаемого сближения классов.

Второе - чтобы новый руководитель компании одновременно мог решать и операционные вопросы, которых у УЗ все еще очень много, и стратегические. Например, поддержать создание независимого регулятора НКРТ, возглавить процесс реструктуризации "Укрзализныци", который позволит частично приватизировать и демонополизировать деятельность компании. 

Третье - это понимать, что УЗ и грузоотправители - союзники по многим вопросам. Это касается и вопроса кроссубсидирования, и налога на землю и многих других. В этом треугольнике - "Укрзализныця"-правительство-клиенты - мы с УЗ во многом на одной стороне и должны выступать одним фронтом.

Александр Ткачук, директор компании "Квадро Центр"

Председатель правления должен реализовывать Стратегию АО "Укрзализныця" на 2019-2023 годы: а именно, в 2020 году - разработать инвестиционную программу и ввести комплаенс; до 2021 года - провести рационализацию сети, ввести новую систему управления перевозками; до 2022 года - установить обоснованные тарифы, реализовать непрофильные активы, ввести систему управления безопасностью, наладить финансирование железной дороги из госбюджета. Надеюсь, что пути и фокус реализации этих шагов состоятся в наименее болезненный способ для украинской экономики. Остается открытым вопрос: новый председатель правления будет следовать утвержденной стратегии или будет инициировать ее пересмотр, и если да, то в какой степени?

Олег Бурлаченко, генеральный директор "ТЭП Вертикаль"

Основная проблема - это нехватка кадров на линии. Ввиду мизерных зарплат и неудовлетворительных условий труда существует огромная нехватка персонала, который работает "на земле" и непосредственно осуществляет перевозочный процесс (составители, обходчики путей, электромонтеры пути, энергетики, слесари). Ввиду этого УЗ теряет погрузку и без того небольших заявленных объемов. На фоне этого административный штат за последние годы вырос в разы. Должно быть наоборот - убирать сверху и добавлять внизу. Первое, что нужно сделать - дать людям адекватную зарплату.

Второе - необходимы программы обновления тягового состава и инфраструктуры. В Украине есть технический потенциал и возможности изготовления большинства необходимых комплектующих. Если это импорт, нужно думать о замещении и локализации производства внутри страны. Эти производства дадут десятки тысяч рабочих мест.

Третье - максимальное упрощение процедур согласования и отправки грузов. А также наведение порядка в вопросах сохранности вагонного парка и грузов, сроков доставки грузов и равноправии в движении приватного парка и парка УЗ. 

Четвертое - должны быть ликвидированы структуры, которые дублируют функции уже существующих на УЗ и создавались для создания "искусственных" препятствий для бизнеса и последующего "решения" этих препятствий. Это Центр транспортной логистики (ЦТЛ) и 5-я дирекция Одесской железной дороги.  

Читайте также Рост расходов и повышение грузовых тарифов - что в финплане "Укрзализныци" на 2020 год