Расходы: топливо, зарплаты и служебный автотранспорт
Традиционно, главная статья расходов - фонд оплаты труда. На 2020 год, с учетом расходов на оплату труда работников, занятых в инвестиционной деятельности, он составит 34,2 млрд грн, что меньше фактического показателя за 2019 год на 7,8%. Однако, ожидается что еще до конца года (в декабре) будут повышены должностные оклады на 10%. Амортизация в этом году составит 11,9 млрд грн, что на 3,3% меньше, чем по факту 2019 года. Расходы на топливо составят 8 млрд грн, что на 2,8% меньше, чем в 2019 году. Расходы на электроэнергию вырастут на 6,1% по сравнению с 2019 годом и составят 8,4 млрд грн. Кроме того, запланированы расходы на содержание служебного автотранспорта в сумме 29,5 млн грн (что на 18,5% больше, чем в 2019 году), аудиторские услуги - 40,5 млн грн, консультационные и информационные услуги - 77,5 млн грн, юридические - 37,5 млн грн (что больше фактических показателей 2019 года на 30,8 млн грн), услуги по оценке имущества - 51,6 млн грн (что больше фактических показателей 2019 года на 49,9 млн грн). Административные расходы по сравнению с прошлым годом вырастут на 700 млн грн и составят 1,4 млрд грн. В целом, расходы от деятельности компании в этом году должны составить 101 млрд грн, что на 9,2% больше, чем в 2019 году.
Грузоперевозки: снижение по всем направлениям
В 2020 году компания планирует перевезти 291,4 млн т грузов, что на 6,9% меньше, чем в 2019 году. Самое сильное падение ожидается в импортных перевозках (-14,9% относительно 2019 года), экспорт сократится на 3,1%, транзит - 2,1%, внутренние перевозки - на 3,6%. Доходы от грузовых перевозок должны составить 76 млн грн, что на 4,9% больше итоговых показателей 2019 года. Из них 31,8 млн грн - внутренние перевозки, 27,1 млн грн - экспорт, 9,2 млн грн - импорт, 7,7 млн грн - транзит. В расчете доходов от перевозки грузов были учтены инициативы по изменению тарифов. В частности, установление платы за пользование собственными вагонами УЗ (новый Договор на перевозки) должно принести компании дополнительных 243,8 млн грн, унификация тарифов на перевозку с 1 июля 2020 года - 4,15 млрд грн, унификация тарифов на перевозку с 1 сентября - 383,3 млн грн. "Целевое использование средств от сближения тарифных классов и унификации тарифов на перевозку порожних вагонов планируется направить на ремонт путей, вагонов, тяги и департамент безопасности движения", - сказано в пояснительной записке к документу.
Пассажирские перевозки: минус из-за карантина
В этом году из-за пандемии впервые за всю историю компании пассажирское сообщение было полностью остановлено. Такие меры были приняты правительством в середине марта. Постепенно возобновляться сообщение стало с 1 июня. За счет этого, по итогу года компания ожидает, что объем перевозок и доход от них по сравнению с прошлым годом значительно сократится. Согласно финплану, пассажирооборот составит 13,5 млн пасс-км, что на 52,1% меньше, чем в прошлом году. "Уменьшение объема перевозок связано с карантинными мерами и приостановкой пассажирских перевозок, в том числе по видам сообщений: международное - на 65,2%, внутренние - на 57,3%, пригородное - на 26,4%", - сказано в документе. Доходы от пассажирских перевозок прогнозируются на уровне 5,4 млн грн, что на 45,4% меньше, чем компания получила в 2019 году. УЗ акцентирует внимание на том, что пассажирские перевозки были и остаются для компании убыточными. Так, в 2019 году убытки составили 12,8 млрд грн, в том числе 6,5 млрд грн в пригородном сообщении. В отличие от проекта финансового плана, где на этот год было заложено два этапа индексации тарифов на перевозку пассажиров (по 12% с 1 апреля и 1 октября), утвержденный финплан не предусматривает повышение цен на билеты.
Капитальные инвестиции: 28 вагонов и 3 дизель-поезда
В проекте финплана на 2020 год были заложены рекордные за последние 10 лет инвестиции - 20,1 млрд грн. Планировалось, что больше половины это будут собственные средства УЗ, еще 8,4 млрд грн - привлеченные. Ранее в интервью ЦТС и.о. главы компании Иван Юрик говорил, что в скорректированном финплане объем капинвестиций на текущий год урезали до 13 млрд грн. "В первую очередь речь о капитальном ремонте тяги, инфраструктуры, для снятия скоростных ограничений на некоторых участках дороги, ремонты пассажирского подвижного состава", - отмечал он. В утвержденном документе сумма капинвестиций на этот год составляет 12,6 млрд грн, из которых 9,2 млрд грн собственные средства железной дороги, 3,1 млрд грн - привлеченные, еще 227 млн грн - средства инвесторов. В пояснительной записке сказано, что заложенная сумма покрывает только 24,6% потребностей в капинвестициях. Основная часть денег пойдет на обновление подвижного состава (4,5 млрд грн) и капитальный ремонт путей (3,5 млрд грн). В частности, планируется закупить 28 вагонов пассажирских поездов на сумму 653,6 млн грн и 3 дизель-поезда на сумму 442,4 млн грн у Крюковского вагоностроительного завода, 12 рельсосварочных машин на сумму 378 млн грн. При этом, как отмечают в УЗ, условием для инвестирования в пассажирский подвижной состав является полное финансирование таких инвестиций из госбюджета. Кроме того, планируется провести тендер на закупку за счет привлеченных средств 4-х автомотрис с поставкой в 2021 году, а также электровозов и тепловозов с поставкой в 2021 году и последующих. На модернизацию основных средств в этом году выделят 2,7 млрд грн. Из них на ремонт подвижного состава пойдет 1,7 млрд грн (в том числе, грузовых вагонов - 265,7 млн грн, тяги - 876,2 млн грн, пассажирских вагонов - 330 млн грн). На реконструкцию и строительство объектов потратят 5,4 млрд грн.
Финансовые обязательства
В 2020 году УЗ планирует привлечь 43,4 млрд грн, из которых 280 млн грн - финансовый лизинг, остальное - долгосрочные займы. В частности, 2 млрд грн - кредитные деньги МФО на электрификацию направления Долинская-Николаев; 2,1 млрд грн - на закупку тепловозов; 29,6 млрд грн - выборка по долгосрочным кредитным линиям украинских банков, в том числе государственных, которые привлекаются для покрытия ликвидности; 9,4 млрд грн - займы на международных или украинских финансовых рынках для рефинансирования долга. Погашение долгов запланировано на сумму 39,5 млрд грн. "Финансовые расходы по действующим финансовым долговым обязательствам запланированы на сумму 4,7 млрд грн, что на 24,1% больше факта 2019 года. Увеличение финансовых расходов связано с ростом курса иностранных валют, размещением облигаций в 2019 году и привлечением новых займов", - поясняют в УЗ. Читайте также Проект финплана "Укрзализныци" - 2020: Подорожание билетов на 22% и 20 млрд грн капинвестиций