По мнению грузоотправителей, Договор на оказание услуг по организации грузоперевозок железнодорожным транспортом, который должен вступить в силу с 1 апреля, содержит сразу несколько условий, которые прямо или косвенно повысят стоимость пользования вагонами "Укрзализныци".

Об этом участники рынка рассказали в материале ЦТС.

"Замечаний крайне много, показательными являются: дополнительные расходы грузоотправителей при сдвоенных операциях, введение коэффициентов, которые фактически добавляют двое суток к оплачиваемому времени, новая формула платы за погрузочные работы, которая возрастает для некоторых категорий грузов от 2 до 13 раз. В итоге, принятие Договора значительно повысит затраты грузоотправителя", - говорит Александр Каленков, президент объединения "Укрметаллургпром".

По его словам, в нынешней ситуации это не только ударит по грузоотправителям (только предприятиям ГМК документ принесет сотни миллионов гривен дополнительных затрат), но и отразится в снижении грузопотока на самой УЗ.

С ним солидарен президент Украинской зерновой ассоциаци Николай Горбачев.

"Сегодня плата за пользование вагонами под грузовыми операциями взимается почасовая, и первые двое суток плата довольно незначительная, а затем резко возрастает. По новым правилам, плата за пользование вагонами во время грузовых операций возрастает сразу до 1363 грн. (Сегодня она составляет около 105 грн в сутки за зерновоз), а за двое суток стоимость удваивается и составляет 2726 грн", - приводит цифры глава УЗА.

Такой рост стоимости увеличит расходы грузоотправителя, что соответственно повлияет на аграриев, поскольку производитель будет недополучать доход.

"Более того, на рынке сейчас стоимость пользования частными зерновозами втрое меньше той, которую хочет получить УЗ. Такая ситуация может привести к тому, что грузоотправители начнут отказываться от пользования вагонами УЗ в пользу частных зерновозов, которых достаточно на рынке", - говорит Горбачев.

О том, что новый Договор сделает вагоны УЗ неконкурентными по сравнению с частниками, говорит и член экспертного совета при МИУ Валерий Ткачев. По его информации, уже сейчас 70-90% зерновозов УЗ стоят без работы.

Жалуются на новые условия и в "Укрцементе". "Можно констатировать, что с 1 апреля 2020 плата ставок за пользование вагонами УЗ под грузовыми операциями возрастет: за 1 сутки - почти в 10 раз, за 2 суток - в 2,3 раза", - приводит подсчеты менеджер по логистике ассоциации Павел Бондарев.

Напомним, ранее Объединение предприятий "Укрметаллургпром" обратилось в Антимонопольный комитет Украины с жалобой на злоупотребление АО "Укрзализныця" своим монопольным положением, в частности, путем реализации Договора о предоставлении услуг по организации перевозок грузов железнодорожным транспортом.