В Днепре провели сравнительные испытания катаных и литых колес. Результаты тестов показали, что литые колеса не соответствуют требованиям стандарта ДСТУ ГОСТ 10791:2016, а также имеют поры в макроструктуре, что говорит о низкой эксплуатационной надежности таких колес.

Об этом в комментарии ЦТС рассказал директор Института черной металлургии им. З.И. Некрасова НАН Украины Александр Бабаченко.

В октябре 2019 года были завершены сравнительные испытания украинских цельнокатаных колес и литых колес класса B и C зарубежного производства, которые изготовлены по американскому стандарту AAR M107/М208. Проводился широкий спектр исследований - помимо стандартных испытаний, дополнительно определялись показатели, которые характеризуют эксплуатационную надежность и долговечность колес.

Александр Бабаченко прокомментировал результаты испытаний: "По пределу прочности и твердости литые колеса соответствуют требованиям нашего стандарта. Но это было ожидаемо, так как получить нужную прочность и твердость - самая простая задача: увеличить содержание углерода в стали. Самое сложное - это получить характеристики пластичности, ударной вязкости. Так вот: практически по всем этим характеристикам литые колеса уступают украинским цельнокатаным и не соответствуют требованиям отечественного стандарта на колеса ДСТУ ГОСТ 10791:2016.

Что касается исследования макроструктуры, то в литых колесах класса B и C были обнаружены поры, причем, во всех элементах колес. Что абсолютно недопустимо! Поры отрицательно влияют на эксплуатационную надежность колес и, соответственно, общую безопасность ж/д перевозок".

02 Фото предоставлены А. Бабаченко

Бабаченко добавил, что исследования микроструктуры показали аналогичные результаты: "Химические элементы внутри колеса распределены неоднородно - выявлена т. н. ликвация. Это связано с технологией производства литых колес и неоднородной кристаллизацией металла. Кроме того, в микроструктуре литых колес обнаружено много неметаллических включений. Такие дефекты отрицательно сказываются на эксплуатационной надежности колес".

03

Отчет с результатами испытаний передадут в Национальную академию наук Украины и "Укрзализныцю" с выводом о низкой эксплуатационной надежности литых колес в сравнении с цельнокатаными и небезопасности их эксплуатации на железных дорогах Украины.

Напомним, ранее в интервью ЦТС директор Института черной металлургии рассказал, что литые колеса во всем мире применяются только на замкнутых маршрутах, например, на маршрутах "порт-рудник", где ездят только грузовые составы. В случае происшествия собственник состава и ж/д полотна несет только экономические потери, не связанные с безопасностью пассажиров. В Украине такие колеса никогда не применялись, поскольку на сети УЗ осуществляется смешанное движение пассажирских и грузовых поездов. А в европейских странах литые колеса полностью запрещены именно по соображениям безопасности.