В Эстонии объединились 13 предприятий, действующих в секторе авиации. Они учредили Авиационный кластер Эстонии, чтобы эффективнее отстаивать интересы отрасли, а также представлять сектор в процессе формирования государственной авиационной стратегии.

Об этом пишет ЦТС со ссылкой на Балтийский курс.

Эстонский авиационный кластер планирует увеличить вклад авиации в ВВП Эстонии с 3% до 5% в течение нескольких лет. Кроме того, авиационный кластер в сотрудничестве с предприятиями и органами государственной власти планирует привлечь иностранные инвестиции в авиационный сектор страны.

Учредителями Авиационного кластера Эстонии стали Tallinna Lennujaam (Таллиннский аэропорт), Tallinn Airport GH, Nordic Aviation Grupp, Magnetic MRO, Fort Aero, Axinom Eesti, Airest, NA Advisory, Pakker Avio, Skeleton Technologies, Operose Labs, Nordic Aircraft Service, Ospentos International и Threod Systems.

До недавнего времени в Эстонии не было представительной организации авиационной отрасли. Все компании, связанные с авиацией, пытались самостоятельно продвигать себя, устанавливать контакты и общаться с государством. Однако в конце прошлого года предприятия этого сектора решили создать кластер и попросили для этих целей 600 тыс. евро у Фонда содействия развитию предпринимательства (EAS), рассказал руководитель кластера Кристо Рейнсалу.

Основной задачей кластера является решение ключевых проблем сектора. К ним, в частности, относятся требования безопасности, связанные с обслуживанием консульских служб и воздушных судов третьих стран. По словам участников рынка, были ситуации, когда вопросы решались недостаточно быстро, и, например, представителю авиакомпании из третьей страны не разрешалось участвовать в проверочном после ремонта полете по юридическим причинам.

Кластер также должен начать привлекать иностранные инвестиции в Эстонию. Если до сих пор организации, с которой могли бы контактировать крупные международные авиационные компании, не было, но теперь есть кластер, пояснил Рейнсалу. Представителей авиационной отрасли Эстонии возмутил следующий пример. Недавно немецкая авиакомпания искала место для завода по сборке небольших самолетов, и Эстония не рассматривалась как раз из-за отсутствия внутригосударственной поддержки.

Аналогичный случай произошел и с Airbus. Эта авиастроительная корпоарция искала место для производства деталей для самолетов из композитных материалов, и Эстония даже не участвовала в этом конкурсе. Завод открыли в Дании.

Похожая история вышла с базой технического обслуживания авиационных двигателей, который построили в Польше. "Мы могли бы свободно участвовать в этих конкурсах", - сказал руководитель предприятия по обслуживанию самолетов Magnetic MRO с головным офисом в Эстонии Ристо Мяэотс. - Наш кластер должен начать привлекать инвесторов. Нам надо реализовывать такие возможности. Если будет следующий конкурс, мы будем в нам участвовать".

Мяэотс в том числе рассматривает возможность Эстонии поделиться в авиационном секторе знаниями об использовании композитных материалов, созданных в компании по производству малых судов. По его словам, если помочь производителям малых судов пробиться на рынок, то они могут успешно производить композитные детали для самолетов.

Кроме того, кластер должен решить проблему рабочей силы в отрасли. "Наша рабочая сила сегодня не отвечает требованиям отрасли", - сказал руководитель отдела авиационного и морского транспорта Министерства экономики и коммуникаций Тайво Линнамяги. По его словам, вопрос в том, в какой степени это можно решить путем переподготовки и в какой - привлечением квалифицированной иностранной рабочей силы.

По словам коммерческого директора Таллиннского аэропорта Ээро Пяргмяэ, идея кластера состоит в том, чтобы приносить в Эстонию как можно больше доходов растущего авиационного рынка. И в первую очередь за счет выхода на быстро растущий китайский или индийский рынок. Пяргмяэ видит возможность в техническом обслуживании самолетов, туризме, перевозке грузов, а также в предоставлении ИТ-услуг авиакомпаниям и конечным потребителям.

Рейнсалу считает, что четкой целью кластера является к 2023 году увеличение вклада компаний авиационного сектора в общий ВВП Эстонии на 2%.

Ранее ЦТС писал о том, что в 2035 году расширенный пассажирский терминал Таллиннского аэропорта планирует обслуживать до 6-8 млн человек в год. Площадь терминала будет почти в 3 раза больше, то есть 85 тыс. кв. м против нынешних 34 тыс. Количество выходов на посадку увеличится вдвое - с тринадцати до двадцати шести.