Два экспериментальных суборбитальных беспилотника X-34 вместо музея оказались на пустыре возле шоссе.

Об этом пишет ЦТС со ссылкой на warhead.

В феврале 2019 года сайт технических новостей The Drive разместил статью о печальной судьбе суборбитальных беспилотников X-34, созданных по заказу Американского национального аэрокосмического агентства (NASA) в 1990-е годы. Любители истории авиации долгое время ничего не знали о судьбе этих уникальных аппаратов. Надеялись увидеть их в экспозиции музея, оптимисты даже рассуждали о возможности отреставрировать их до летного состояния. Реальность оказалась куда непригляднее - беспилотники ржавеют под открытым небом на пустыре, на задворках транспортной компании в городе Ланкастер, штат Калифорния.

музей

Программа X-34 была запущена в 1996 году, главной ее целью было создание прототипа для обкатки идей и технологий. На основе испытаний можно было бы впоследствии разработать дешевый космический корабль многоразового использования для замены "Спейс шаттла". Работу поручили компании OSC, и весной 1999 года она представила публике первый образец.

X-34 планировалось запускать с самолета, после отделения собственный двигатель разгонял бы его до 8 Махов. Максимальная высота полета должна была составить 80 километров. Ресурс рассчитывался на 25 полетов, причем время на подготовку к повторному запуску должно было составлять всего 14 часов - X-34 был многоразовым. Изначально в конструкцию хотели добавить отделяемый ракетный ускоритель - он позволил бы беспилотнику выходить на полноценную околоземную орбиту, но от этой идеи отказались.

музей 1

Беспилотник испытывали в течение двух лет, всего было сделано два экземпляра и почти завершено изготовление третьего. Но в марте 2001 года NASA свернуло программу из-за нехватки финансирования и появления более перспективных проектов. X-34 оставили на хранении в одном из секретных ангаров авиабазы Эдвардс на территории легендарной Зоны 51. Там они простояли последующие восемь лет.

Потом нелегкая авиационная судьба немало помотала X-34 - им довелось послужить мишенями для испытания "умных" бомб с лазерным наведением, постоять на площадке испытательного центра гражданской авиации в Мохаве, снова вернуться на базу Эдвардс, но уже на территорию исследовательского центра NASA. Ходили разговоры о том, что беспилотники могут передать в музей, превратить в памятники под открытым небом или даже восстановить до летного состояния и снова применять в испытаниях космических технологий. Реальность оказалась куда печальнее.

музей 2

ВВС США безвозмездно передали аппараты авиационному музею во Флориде. Расстояние от базы Эдвардс до музея составляет больше 2 тыс. километров. X-34 - груз габаритный, хлопотный и дорогостоящий в перевозке. Представитель музея попросил местную транспортную компанию забрать беспилотники у военных и подержать у себя некоторое время, пока решится вопрос с деньгами. Однако вопрос с деньгами так и не решился. На базу аппараты вернуть возможности нет - их там уже списали как подаренные музею. Транспортировка во Флориду также является затратной для бюджета музея, как и содержание на складе транспортной компании. Так исторические машины и оказались на пустыре. Причем сейчас даже непонятно, кому они принадлежат, поскольку их юридический статус не определен.

Военно-исторические музеи нередко испытывают проблемы с сохранностью экспонатов. Особенно когда дело касается их перемещения с места на место.

Ранее ЦТС писал о том, что беспилотники Elroy Air смогут доставлять грузы весом 230 кг (видео).