Торговая война США и Китая, а также санкции Соединенных Штатов против Ирана послужили причиной роста ставок фрахта танкеров, перевозящих нефть, до максимума за два года. Вторым последствием стало то, что теперь суда меняют свои маршруты для загрузки нефти в других нефтедобывающих государствах.

Об этом сообщает Интерфакс-Украина со ссылкой на The Wall Street Journal.

Американское издание констатирует, что экспорт нефти из Ирана, который является пятым по величине производителем в мире, упал примерно на 50% с мая, когда США вышли из договора СВПД. В начале ноября вступил в силу последний пакет санкций.

Нефтетрейдеры и брокеры танкеров сообщают о том, что Саудовская Аравия пытается заполнить образовавшуюся "дыру" более чем в 1 млн баррелей в сутки. Между тем Китай остановил импорт американской нефти и планирует заменить ее поставками из стран Западной Африки.

До начала торгового конфликта на долю Китая приходилось около четверти нефтяного экспорта США. Теперь американское топливо идет в другие страны, такие как Южная Корея, Нидерланды и Великобритания.

При этом брокеры указывают на повышение числа грузов в Китай из Нигерии, Анголы и Ливии.

Все это сильно изменило маршруты движения супертанкеров класса VLCC (very large crude-oil carriers), которыми перевозят нефть крупнейшие производители. Поскольку покупатели готовятся к зиме и повышению спроса во время отопительного сезона, ставки фрахта подскочили более чем в четыре раза с сентября по октябрь и достигли 45 тыс. долл. в сутки.

"Мы делаем хорошие деньги впервые с начала 2017 года, - заявил WSJ на условиях анонимности главный исполнительный директор азиатской компании с более чем двумя десятками танкеров. - Как показывает история, неопределенность хороша для фрахтовых ставок, и на этот раз все это происходит в пиковый сезон спроса. Вопрос в том, как долго это продлится".

Решение США об исключении восьми стран (Китай, Индия, Италия, Греция, Япония, Южная Корея, Турция и Тайвань) из числа тех, на которые будут распространяться санкции, если они продолжат покупать нефть у Ирана, дает необходимую выручку иранской госкомпании National Iranian Tanker Co. (NITC). По словам брокеров, около 65% танкеров NITC поставляют топливо именно в эти государства. Они традиционно закупают порядка 70% нефтяного экспорта Ирана.

Белый дом хочет сократить этот поток, однако брокеры говорят, что это вряд ли произойдет в ближайшее время, поскольку тогда цены на нефть могут подскочить до 100 долл. за баррель, что потенциально может подорвать экономический рост в США, отмечает WSJ.

При этом NITC, по мнению экспертов, может увеличить число используемых судов, поскольку другие судовладельцы избегают Иран из-за опасений подпасть под американские санкции. Иранская компания владеет 38 VLCC и несколькими танкерами меньшего объема.

Общемировой флот VLCC насчитывает 733 танкера. Для безубыточности ставки фрахта должны превышать 25 тыс. долл. в сутки, но до недавнего взлета они оставались ниже этого уровня с апреля 2017 года.

Тем не менее, отраслевые эксперты полагают, что скачок стоимости перевозок может быть кратковременным, поскольку продавцы и покупатели подстроятся под новые торговые реалии.