"Укрзализныця" занизила цены на полувагоны в рамках объявленного 18 января ряда тендеров на 3 тыс. полувагонов, что фактически сделало невозможным участие в нем украинских вагоностроительных заводов, цены на продукцию которых выросли с учетом роста цен на комплектующие и энергоносители, и привело к срыву тендера. Такое мнение высказал глава набсовета ПАО "Крюковский вагоностроительный завод" (КВСЗ) Владимир Приходько, передает Интерфакс-Украина.

"На основании проведенного УЗ "глубокого" анализа цен на полувагон на национальном и международном рынках и финплана УЗ на 2017 год, была предложена "повышенная" по сравнению с 2016 годом на 40,4 тыс. гривен цена. Но в 2017 году только цены на крупное вагонное литье выросли более чем на 50 тыс. гривен", - отметил Приходько, добавив, что подорожали и другие комплектующие и материалы.

По его оценке, в среднем на каждом вагоне только прямые убытки (при отсутствии прибыли на контракте как таковой) превышают 42,7 тыс. гривен, а на 3 тыс. вагонов - соответственно более 128 млн. Приходько также заявляет, что в УЗ прекрасно знали о ценах на украинский металл и пытались договориться с металлургами, но "из этого ничего не вышло".

По словам руководителя КВСЗ, выпуск модели полувагонов, на которые объявлен тендер, был начат еще в 1998 году, с последующей модернизацией подшипникового узла тележки. УЗ изготавливает на своих ремонтных заводах полувагоны такого же технического уровня.

Читайте также "Зрада чи перемога": Вагоностроители в 2,5 раза увеличили объемы производства

Приходько считает, что выпускать "неиновационные" вагоны по определенной УЗ цене ремонтным заводам помогает компенсация убытков через экономические механизмы УЗ. "Складывается впечатление, что УЗ искусственно подталкивает предприятия национального транспортного машиностроения к отказу от участия в тендере через занижение конкурсной цены, чтобы сорвать тендер, но по вине машиностроителей", - добавляет он.

Приходько считает, что "повторное непроведение тендера может быть использовано УЗ, как своего рода рычаг в решении проблемы повышения (грузовых) тарифов".

Он добавил, что не лучше складывается ситуация с тендерами на поставку в 2017 году пассажирского транспорта (вагоны локомотивной тяги, межрегиональные поезда локомотивной тяги, трехвагонные дизель-поезда) - на сегодня не объявлен ни один тендер, а технический уровень закупаемых пассажирских вагонов локомотивной тяги с учетом применения устаревших конструкций вагонных тележек не соответствует собственной программе УЗ по обновлению подвижного состава.

По его мнению, в ситуацию должны вмешаться Минэкономразвития, а возможно и Кабинет министров.

Напомним, УЗ 20 февраля из-за отсутствия заявок отменила четыре тендера на закупку в общей сложности 1,5 тыс. полувагонов на ожидаемую сумму почти 1,5 млрд гривен, а на торги по закупке еще 1,5 тыс. полувагонов срок приема заявок истекает 24 февраля. Вагоны грузоподъемностью 70 тонн планировалось поставить в первом полугодии текущего года партиями по 50 ед.

Согласно ранее озвученным планам УЗ она в этом году планирует закупить почти 5900 полувагонов (за счет средств ЕБРР и собственных), а также изготовить на собственных заводах-филиалах компании 3000 грузовых полувагонов. В 2016 году компания закупила 1020 полувагонов.

Между тем, как известно, проект финплана УЗ до сих пор не принят. Он базируется на повышении грузовых тарифов с 1 февраля, однако этого не произошло и, возможно, не случится до лета.