За минувшие пять лет рынок вагоностроения просел до таких объемов, при которых сложно представить, как предприятия вообще удержались на плаву: с 52 тыс. вагонов в 2011 г.  до рекордного минимума - 1,1 тыс. вагонов в 2015 г. Но есть и хорошие новости - по итогам прошлого года наметился рост в 2,5 раза. Согласно данным Государственной службы статистики Украины, все вагоностроительные предприятия за 2016 г. в сумме произвели 2811 вагонов.

Ушли под откос

Пик производства для вагоностроителей пришелся на  2011 г., когда было произведено 52,3 тыс. вагонов. По словам старшего аналитика "Арт-Капитал" Алексея Андрейченко, в этот период в РФ наблюдался отложенный спрос, который реализовывался в 2010-2012 гг. Однако, как только в соседнем государстве поняли, что львиная доля заказов на пике спроса уходит в Украину, начали предпринимать заградительные меры в виде отмены сертификатов на литье и вагоны. В августе 2013 г. временная мера стала носить постоянный характер и распространилась на все наши заводы. В результате, в 2014 г. отечественные заводы произвели всего 6 тыс. вагонов. Уже тогда аналитики и эксперты рынка отмечали, что помочь вагоностроителям могут только заказы от внутреннего рынка, и в частности от "Укрзализници". В последующие годы, когда конфликт с Россией вошел в новую фазу, украинские вагоны перестали закупаться российскими предприятиями, несмотря на снятие формальных запретов.

Комментируя нынешнюю ситуацию с вагонами, аналитик ЦТС-Консалтинг Павел Руденко отмечает, что к 2020 году как минимум 20 тысяч полувагонов окажется за пределами нормативного срока службы (с учетом продления срока службы), и подлежат списанию. "Потребность рынка в пополнении рабочего парка полувагонов позволит загрузить украинские вагоностроительные заводы, общая производственная мощность которых превышает 35 тыс. вагонов в год", - говорит эксперт.

12

 "Вагонный ренессанс" от "Укрзализныци"  

По словам А. Андрейченко в этом году вагоностроительную отрасль вытянули заказы от "Укрзализници". "867 вагонов, которые были произведены в декабре - это треть всего производства за год, при этом заказ от УЗ - это 650 вагонов, которые были распределены на три предприятия", - отмечает аналитик. Частные компании – "Лемтранс" и "Феррекспо", которые раньше закупали вагоны, в этом году заказов не размещали. Поэтому оставшиеся вагоны частично ушли в Туркменистан (еще в первом полугодии 750 ед.), возможно, в малых количествах в Россию.

"Анализируя прошлый год можно сказать, что впервые появились предпосылки для того, чтобы УЗ действительно начала выполнять свои планы по закупке подвижного состава", - говорит аналитик. "Укрзализниця" активизировала мероприятия как по закупке, так и по ремонту подвижного состава. В частности, было возобновлено производство и ремонт на собственных мощностях компании. Так, если за весь 2015 гона Дарницком ВРЗ было построено всего два вагона, то в 2016-м их количество достигло 100 единиц. Также в минувшем году было произведено на Панютинском ВРЗ 228 вагонов (в 2015 году вагоны на заводе не строились), на Стрыйском ВРЗ  - 70 вагонов (в 2015 году на этом заводе вагоны также не строились).

Вместе с тем, "Укрзализныця" поддерживает и отечественных вагоностроителей. В начале сентября 2016 г., согласно решению правления УЗ, через электронную систему закупок ProZorro были проведены торги и подписаны соглашения на закупку 650 полувагонов. "На данном этапе все вагоны уже поставлены изготовителями и введены в эксплуатацию", - сообщили ЦТС в пресс-службе ж/д компании. В частности, Крюковский ВСЗ поставил 350 единиц, "Днепровагонмаш" - 250 единиц и Попаснянский ВРЗ - 50 единиц полувагонов.

001

Инфографика в полном размере - по ссылке.

Будут продлевать

Как известно, еще в конце минувшего года Кабинет министров разрешил УЗ направлять деньги на капитальные инвестиции еще до утверждения финплана на год.

"Принято постановление, согласно которому "Укрзализныце" разрешено осуществлять расходы на первоочередные направления плана капитальных инвестиций в 2017 году в размере 16 млрд гривен с 1 января следующего года, не дожидаясь утверждения финплана", - сообщал министр инфраструктуры Владимир Омелян.

В компании не преминули такой возможностью воспользоваться – 18 января УЗ через Дарницкий вагоноремонтный завод объявила 8 тендеров на поставку 3 тыс. грузовых полувагонов. При этом, суммарная ожидаемая стоимость подвижного состава составляет 2,999 млрд гривен с НДС. В частности, ДВРЗ объявил четыре лота на закупку по 250 полувагонов, а также четыре - на закупку по 500 полувагонов.

По данным, которые ЦТС предоставили в УЗ, в 2017 году компания планирует обновление парка грузовых вагонов в большей степени именно полувагонами, как наиболее востребованным подвижным составом.

Всего в этом году планируется закупить около 5890 единиц полувагонов, еще около 100 фитинговых платформ планируется закупить филиалом "Лиски".

Также будут наращивать мощности и вагоностроительные предприятия самой УЗ. "Проектом финансового плана на 2017 год предусмотрено построить на собственных производственных мощностях три тысячи полувагонов. В частности, на Панютинском ВРЗ - 1800 ед., на Дарницком ВРЗ - 800 ед., на Стрыйском ВРЗ - 400 ед.”, - сообщили в компании.

Что касается обновления парка локомотивов, то планируется закупка 12 единиц магистральных грузовых тепловозов. 

003

Планы пятилетки

Предпосылки для вагоностроительной отрасли на данный момент складываются позитивные. В планах УЗ на следующий год - закупить около 9 тыс. вагонов.

Как отмечает Андрейченко, таких заказов за время независимости железная дорога еще не делала, и если они будут выполнены, то это поможет вагоностроительным заводам, которые пережили кризис, держаться на плаву, но все равно ни один рынок, в том числе и внутренний, не сможет вернуть прежних объемов вагоностроения. Из четверки крупнейших в прошлом заводов не только Украины, но и СНГ, заказы "Укрзализныци" сегодня в состоянии выполнять всего два.

В УЗ говорят, что, кроме планов по обновлению подвижного состава в этом году, также разработали долгосрочную стратегию до 2021 года, согласно которой планируется закупить и построить на собственных мощностях более 35 тыс. полувагонов. В частности, в 2017 г. - 8990 ед., 2018 - 6150 ед., 2019 г. - 8003 ед., 2010 г. - 6703 ед., 2021 г. - 4844 ед.  Для обеспечения возможности выполнения прогнозных объемов перевозок пассажиров и грузов, в ближайшие пять лет необходимо также приобрести 262 ед. новых локомотивов разных типов. Кроме того, 900 локомотивов будет модернизировано. Для пассажирского сектора планируется приобрести 440 вагонов, для пригородного - 20 электропоездов и 24 дизель-поезда. 

Читайте также  Вагонный дефицит: как удовлетворить потребность грузоотправителей