Потребность Украины в новых грузовых вагонах в период 2017-2020 годов составит 53,727 тыс. единиц по восстановительному сценарию или 69,240 тыс. единиц по инвестиционному сценарию. Об этом сообщается в материалах ГП "Укрпромвнешэкспертиза" (УПЭ) к состоявшемуся на прошлой неделе заседанию комитета по промышленной модернизации при ТПП Украины, передает Интерфакс-Украина.

Согласно данным УПЭ, наибольший спрос будет на полувагоны - 32,760 тыс. единиц и 44,481 тыс. единиц, а также зерновозы - 10,531 тыс. единиц и 11,271 тыс. единиц соответственно.

При этом отмечается, что текущие условия инвестирования в новые грузовые вагоны являются неблагоприятными для вагонных операторов, так как срок их окупаемости - 8-13,5 лет.

Эксперты УПЭ прогнозируют, что рост инвестиций в строительство новых вагонов повлечет за собой оживление экономики, в частности, простимулирует работу смежных предприятий, а потребление металлопродукции увеличится на 1,236 млн тонн или на 1,593 млн тонн, в зависимости от сценария. Кроме того, пополнится фонд металлолома за счет утилизации старых вагонов - на 1,15 млн тонн.

"Реализация программы строительства грузовых вагонов обеспечит прирост промышленного производства на, примерно, 1,6% в год, сохранение рабочих мест в вагоностроении и дополнительные поступления в бюджеты всех уровней", - констатируется в презентации УПЭ.

Согласно прогнозам, поступления в бюджеты возрастут на 147,149 тыс. долларов или на 207,945 тыс. долларов, в зависимости от сценария.

Кроме того, сообщается, что в настоящее время из-за нехватки вагонов и старения подвижного парка повышаются техногенные угрозы, связанные с перевозкой опасных грузов, в первую очередь в цистернах, 76% которых отработали свой нормативный срок эксплуатации (26 лет). Также есть неспособность в полной мере обслуживать экспортные перевозки в страны Евросоюза из-за несоответствия вагонного парка "Укрзализныци" техническим требованиям ЕС. Дополнительной проблемой является чрезмерная нагрузка на автодороги из-за дефицита вагонов-зерновозов (около 6 тыс. ед.).

"В настоящее время до 10 млн тонн зерна ежегодно транспортируется в морские порты автомобилями грузоподъемностью до 80-100 тонн. Это приводит к быстрому разрушению автодорог и требует значительных инвестиций в их ремонт", - отмечается в исследовании.

Ранее директор "Укрпромвнешэкспертизы" Владимир Власюк указывал на стремительное старение металлофонда страны и отмечал, что для нормализации ситуации необходимо реализовывать инфраструктурные проекты. Одним из крупных проектов по обновлению металлофонда он называл модернизацию УЗ.

"Для полного обновления металлофонда Украины необходимо внутреннее потребление металлопроката в объеме 15 млн тонн ежегодно на протяжении 35 лет, а при интенсивном потреблении в объеме 19 млн тонн - на протяжении 25 лет", - констатировал эксперт.

При этом, по его данным, в 2015 году на внутренний рынок поставлено 2,37 млн тонн отечественного металлопроката и 0,74 млн тонн импортного, в 2014-м - 3,22 млн тонн и 1,13 млн тонн соответственно.