Украинский сельскохозяйственный госоператор "Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины" (ГПЗКУ) покупает более 50% акций ООО "Украинская национальная стивидорная компания" (УНСК). Предприятие оперирует на базе 14-го причала Одесского морского торгового порта.
По словам генерального директора УНСК Анатолия Могильного, учредители компании – Станислав Яковлев и начальник Ильичевского морского порта Юрий Крук. Оба – депутаты Одесского горсовета. Антимонопольный комитет уже выдал разрешение на сделку.
В ГПЗКУ Forbes подтвердили интерес к одесскому предприятию. Новый актив необходим компании для реализации уже открытых и новых проектов в АПК. "ПАО "ГПЗКУ" является активным участником реализации проектов в сфере сельского хозяйства в рамках выполнения требований меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в реализации приоритетных проектов в области сельского хозяйства и требует расширения перевалочных возможностей для обеспечения экспорта зерна и выполнения международных договоренностей", – говорится в ответе корпорации. Сообщить дополнительные детали сделки в ГПЗКУ отказались, ссылаясь на то, что "вопрос приобретения вышеуказанной доли будет решаться дополнительно уполномоченным органом управления ГПЗКУ".
Связаться с Юрием Круком и Станиславом Яковлевым не удалось.
ООО "Украинская национальная стивидорная компания" образована в 2001 году на базе ППК-6 (14-й причал) Одесского порта. Сейчас компания обрабатывает на своем причале судна с осадкой до 10 м и длиной до 250 м. Комплекс оснащен портальными кранами грузоподъемностью от 5 до 16 тонн. Площадь открытых складов – 20 000 кв. м, площадь крытого четырехэтажного склада составляет 10,5 тыс. кв. м. По данным участников рынка, учредители – Юрий Юрьевич Крук (66,5%) и Станислав Яковлев (33,5%).
В 2013 году УНСК осуществила перевалку 280 000 тонн грузов – преимущество металлоизделий. А максимального значения – в 791 000 тонн – показатель работы предприятия достигал в 2008 году. Тем не менее, ГПЗКУ еще нескоро сможет добавить эту цифру к своей нынешней перевалочной мощности в 2,4 млн тонн в год. На данный момент у частного стивидора нет ни опыта работы с зерновыми грузами, ни оборудования, необходимого для их перевалки.
"У нас комплекс для переработки генеральных (штучных) грузов. Мы работаем с металлом весом до 10 тонн. Сейчас мы не готовы перерабатывать навалочные грузы. Для этого у нас нет технических возможностей", – констатирует Анатолий Могильный.
Чтобы работать с зерном, надо строить специализированный комплекс – устанавливать зерноперегружатели и емкости для хранения грузов этого типа. "Это целый комплекс работ, связанный с затратой больших сумм денег", – подчеркивает он. Причин продажи Могильный не комментирует, но не скрывает, что в последние годы у компании не было ресурсов для развития.
"УНСК – компания семьи Круков. Вероятно, они решили выйти из бизнеса и попытались продать компанию государству", – предполагает в разговоре с Forbes бывший директор одного из крупных терминалов Одесской области, пожелавший остаться неизвестным.
Он скептически относится к возможности организации перевалки зерновых на причале №14, осадка которого – всего 10 м. Кроме этого, единственный государственный элеватор в Одесском порту, расположенный на 29-м причале, находится слишком далеко от места работы УНСК.
"Причал №14 – это терминал по перевалке генеральных грузов. На нем можно разве что грузить зерно вагонами прямо на суда, но для этого придется использовать краны. Либо ГПЗКУ начнет строить элеватор непосредственно на причале, либо государство обманули за малую долю тем, кто подписал [соглашение]", – допускает собеседник Forbes. Наличие у госструктуры денег на строительство он также ставит под сомнение.
Иную точку зрения высказывает директор информационно-аналитической компании "ПроАгро" Николай Верницкий. "Я не думаю, что это [оснащение причала необходимым оборудованием] будет проблемой для ГПЗКУ. Раньше компании предрекали сложности в экспорте зерна по причине отсутствия опыта. Но можно нанять хороших специалистов. Их опыт пришел с деньгами", – отмечает эксперт.
Верницкий считает, что ГПЗКУ как крупному экспортеру действительно нужен собственный стивидор, который поможет наладить поставки на условиях CIF, а не FOB. По его мнению, в структуре корпорации УНСК будет выполнять преимущественно организаторские функции. "Стивидор будет самостоятельно выполнять часть работ, на оставшиеся объемы будут привлекаться другие компании на условиях аутсорсинга", – прогнозирует Верницкий.
Скорее всего, связанные с железнодорожными перевозками работы по-прежнему будут делегироваться "Укрзализныце". Но без чьей помощи УНСК точно не справиться, так это без внешних инспекторских компаний. "Вряд ли этот стивидор получит такой статус, когда ее инспекциям будут верить безусловно. Серьезные покупатели, на которых ориентируется ГПЗКУ, не примут товар без сертификатов зарекомендовавших себя компаний, например, "Бюро Веритас" или SGS", – поясняет Верницкий.
Сколько может стоить УНСК? Оценить предположительную сумму эксперты не берутся. Приблизительное понимание порядка цифр дает сделка двухлетней давности: Arcelor Mittal приобрел ООО "Стивидорная компания "Никмет-терминал" (Николаев) за $23 млн, в том числе $5 млн просроченной задолженности. Мощности "Никмет-терминал" выше, чем у одесского предприятия – компания может переваливать до 2 млн тонн грузов в год на четырех причалах в Николаевском морском торговом порту.