Мировая экономика с конца прошлого года снова погрузилась в рецессию. Естественно, что слабый тонус глобальных рынков негативно ударил по украинским экспортерам, прежде всего, по отечественной металлургической отрасли.

Так, согласно данным Кабинета министров, за 11 месяцев 2012 года Украина сократила экспорт металлопродукции по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 5,3%, до 20,711 млн. т. Положение дел в металлургической отрасли напрямую сказывается на состоянии всей отечественной экономики. Общеизвестно, что доля ГМК в ВВП Украины - около 30%. Отрасль является источником 12% налоговых и около половины всех валютных поступлений в бюджет страны.

Между тем, уже около полгода показатели ежемесячного экспорта метпредприятий балансируют в диапазоне от 1,7 до 1,8 млн. т стали, что соответствует значениям кризисного 2009 г. Потихоньку наши сталевары начали забывать, как в 2010-11 годах продавали на внешних рынках свыше 2 млн. т продукции ежемесячно.

Прогнозы на нынешний год также далеки от оптимистичных. ГП "Укрпромвнешэкспертиза" ожидает, что в 2013 году украинские металлурги смогут продать на внешних рынках только на 500 тыс. т продукции больше, чем в 2012 году. То есть рост составит, в лучшем случае, всего 2,2%, до 23,1 млн. т.

Поэтому критически важным для украинской металлургии становится вопрос развития внутреннего рынка потребления стали. Традиционно, метпредприятия реализуют на украинском рынке 20% от своего годового производства, тогда как на внешних – 80%. Но теперь внешнеэкономическая конъюнктура ухудшается, а внутренний рынок не может компенсировать снижение экспортных продаж.

"Несмотря на реализацию в стране такого масштабного проекта как Чемпионат Европы по футболу 2012 года, внутренне потребление готового проката не только не увеличилось, а уменьшилось с 8,4 млн. т в 2011 году до 8,3 млн. т в 2012 году. При этом ожидается, что в 2013 году в лучшем случае на внутреннем рынке украинские металлурги продадут 8,6 млн. т. Учитывая ограниченность экспортных рынков сбыта, критическим для развития украинской металлургии является развитие внутренних продаж", - отмечает директор "Укрпромвнешэкспертизы" Владимир Власюк.

Понимают эту проблему и власти страны. В начале года Президент Украины Виктор Янукович заявил, что новым стимулом для развития металлургической отрасли должно стать увеличение потребления на внутреннем рынке. И такой сценарий выглядит вполне реальным, ведь еще в прошлом году были приняты законы, оказывающие господдержку судостроению, сбыту авиационной техники, другим отраслям реального сектора.

Для координации действий металлургов и их потребителей, главным образом, машиностроительных предприятий, под конец года было восстановлено Министерство промышленной политики. Более того, в Кабмине уже вышла на финишную прямую работа по разработке программы развития внутреннего рынка, которая может быть утверждена в ближайшие недели.

По мнению В. Власюка, рост внутреннего рынка в 2013 году может произойти за счет ремонта и обновления существующих объектов, например, "Укрзализныци" (вагоны и ж/д пути), метпредприятий (капстроительство), ЖКХ (замена труб), строительство терминалов в портах.

Действительно, заказы от железнодорожного оператора "Укрзалиныци" могут стать существенным подспорьем для украинских металлургов. Так, в 2012 году УЗ освоила порядка 14 млрд. грн. инвестиций, предусмотренных финпланом, и на текущий год сумма составит никак не меньше прошлогодней. Причем, метпредприятия могут предоставить железнодорожникам весь сортамент продаваемой продукции: от свай, рельс и стальных полос (используемых в строительстве путей) до листового проката (потребляемого вагонремзаводами). 

Впрочем, без ложки дегтя не обходится. "Укрзализныце" каждый год необходимо выделять 6,8 млрд. грн. на модернизацию и ремонт путевой инфраструктуры железных дорог. Но сделать это она не может в полном объеме не столько из-за нехватки средств, сколько по причине неэффективной работы поставщиком оборудования. Например, в 2012 году было заменено 779 комплектов стрелочных переводов при ежегодной потребности в замене минимум 1,2 тыс. И это при том, что потенциальные мощности украинских стрелочных заводов (Днепропетровского и Керченского) составляют порядка 13 тыс. комплектов. Всего же на украинских железных дорогах функционирует 49 тыс. стрелочных переводов.

Керченское предприятие стремительно развивается, его собственники в прошлом году увеличили уставной капитал завода на 13 млн. грн. Влитые средства пойдут на увеличение объемов производства, улучшение качества продукции, сокращение потребления энергоресурсов. В качестве стратегических целей на КСЗ указывают модернизацию производственного комплекса, выпуск новых конструкций стрелочных переводов (к примеру, для скоростных магистральных дорог), увеличение доли экспорта.

В то же время Днепропетровский стрелочный завод, похоже, остановился в своем развитии. И это несмотря на то, что в Украине в последние годы действовала 59,4%-ная антидемпинговая пошлина на импорт стрелочных переводов из России – главного конкурента украинских стрелочников. Между тем, продажи и выручка ДнСЗ уже который год находятся на одном и том же уровне. Нет сведений и о масштабных инвестиционных вложениях. А с учетом того, что защитная пошлина может быть отменена в конце 2013 года, то ситуация на заводе наверняка кардинально ухудшится. Стагнация предприятия усугубляется еще и тем, что его акциями владеют физические лица, не обладающие опытом эффективного управления и развития крупных промышленных активов. Поэтому дальнейшее выживание завода – сложная задача в нынешних условиях. Давно уже назрел приход на предприятие профильного промышленного инвестора, который вдохнул бы новую жизнь в завод. Это, судя по всему, осознают и нынешние собственники – в 2006 году они пытались продать свои акции, но безрезультатно. В конце прошлого года на рынке появилась информация, что один из владельцев завода (известный днепропетровский предприниматель) наконец-то смог продать свой пакет акций новому стратегическому инвестору, но подробности сделки пока не известны.

Эксперты уверены: в 2013 году железнодорожное машиностроение и отрасль в целом получит шанс на развитие. Но вопрос, смогут ли все машиностроительные предприятия этим шансом эффективно воспользоваться, остается открытым.