Осталось полгода до старта Чемпионата Европы по футболу во Франции. Все мы хорошо помним авральные темпы ремонта дорог, строительство аэропортов, стадионов перед прошлым чемпионатом. Правительство Украины тогда даже создало специальный орган – Национальное агентство по вопросам Евро-2012. Тогда много чего было сделано, но еще больше вопросов возникло после проведения финала чемпионата. Главным из них был вопрос о целесообразности и эффективности финансовых вливаний в те или иные инфраструктурные объекты страны. Мы решили взглянуть, как Франция готовит инфраструктуру к приему 2,5 млн человек, которые, как ожидается, посетят матчи Евро-2016.

На матч с TGV В мае 2010 года Франция буквально на финишной ленте вырвала у Турции победу в конкуре за право принимать Евро-2016. Согласно первоначальной заявке, обслуживать чемпионат должны были 12 французских городов. Спустя год их список сократился до десяти.

Первое, что бросается в глаза, это отсутствие централизации при подготовке к чемпионату, как это было в Украине. Правительство Франции не создавало отдельного агентства, да и отдельных программ тоже нет. Но это не значит, что ничего не делается. Во французских медиа фигурирует две основные цифры, которые говорят о масштабах подготовки в Евро-2016. Так, 1,66 млрд евро планируется потратить на обновление стадионов, еще 400 млн евро – на реконструкцию сопутствующей инфраструктуры, в частности подъездных путей и улучшение существующих коммуникаций.

Читайте также Интервью с главой SNCF: Мы должны стать больше, чем просто железнодорожной компанией

Другой аспект подготовки – это взаимодействие с национальными компаниями. В этом вопросе Франция главную ставку сделала на национального ж/д оператора SNCF. Именно скоростные поезда должны соединить города, где будут проходить матчи.

В апреле этого года SNCF стала официальным партнером чемпионата. Компания начала масштабную компанию рекламы чемпионата. "Мы мобилизируем всю нашу команду из 200 тысяч железнодорожников и партнеров – на каждом поезде, на каждой станции… Мы все ждем желанных гостей и французских болельщиков", – заявил глава SNCF Гийом Пепи Пепи.

Одним из первых шагов SNCF стало брендирование поездов в символику Евро-2016. Также, 22 сентября стартовала заблаговременная продажа билетов на некоторые маршруты скоростных поездов TGV на время проведения матчей. Остальная часть рейсов стала доступной для покупателей в течение декабря, то есть за полгода до начала чемпионата. Примечательно, что билеты можно купить не только на поезда, курсирующие внутри Франции, но и сообщающие соседние страны – Бельгию, Великобританию, Италию, Швейцарию. SNCF заключил с испанским ж/д оператором Renfe о совместной продаже билетов в/из Испании.

Вблизи принимающих городов находится 22 станции, именно они станут главными для подвозки фанов. Чтобы удовлетворить запросы болельщиков и доставить их на стадионы, SNCF во время Евро-2016 планирует запустить около 250 дополнительных поездов TGV, а также более 200 локальных поездов. Они будут подвозить пассажиров к принимающим городам или к станциям, где останавливаются скоростные поезда. Для помощи иностранным гостям на ж/д вокзалах SNCF привлечет 2000 волонтеров. Кроме того, в дни проведения матчей и во избежание задержек поездов национальный оператор будет приостанавливать технические работы на путях.

SNCF во время Евро-2016 планирует запустить около 250 дополнительных поездов TGV, а также более 200 локальных поездов. 

Билет на самолет Одним из ключевых элементов инфраструктуры являются 9 аэропортов. Здесь у Франции особых проблем нет. Еще в заявке на право проведения было отмечено, что 4 принимающих города являются образцовыми с точки зрения доступности авиасообщения. Это Париж, Лион, Марсель и Ницца. Тулуза была близка к образцу. В указанных городах находятся 6 ключевых аэропортов Франции с суммарным пассажиропотоком в 130 млн человек. При этом Париж обслуживается двумя аэропортами – Шарль де Голль и Орли (общий пассажиропоток – более 92 млн человек).

Остальные города, хоть и обладают меньшими аэропортами, но связаны скоростными ж/д ветками с более крупными городами. А некоторые и вовсе не имеют воздушных гаваней. К примеру, город Ланс, неподалеку от бельгийской границы, не имеет собственного аэропорта. Он попадает в зону охвата аэропорта Лилль, а также двух столичных аэропортов. Аналогичная ситуация и с городком Сен-Дени, который, по сути, является пригородом Парижа.

Как видим, прирост пассажиропотока в 2,5 млн человек для французских аэропортов не вызовет особых проблем. В то же время, авиакомпании пока не объявляли о запуске дополнительных рейсов во Францию. В этом случае свою роль сыграли трагические события 13 ноября. Но большее значение эксперты отводят самим авиакомпаниям, которые заняли выжидательную позицию.

Так, Саймон Кадлер, известный в Британии путешественник и редактор Independent по туризму, в недавней публикации советует болельщикам уже сейчас начинать бронировать билеты на самолеты. Схожие призывы появляются и в разных сообществах болельщиков с Британских островов. "Авиакомпании еще не знают, где будет пиковый спрос", – отметил эксперт. При этом Кадлер указывает, что дальнейшие действия авиаперевозчиков будут также зависеть от результатов групповых турниров. Отметим, что с этого региона отборочный турнир прошли 4 команды – Англия, Ирландия, Северная Ирландия и Уэльс.

Городской транспорт Третьим элементом является инфраструктура принимающих городов. К футбольному празднику ее готовят по своим правилам. Если быть точнее, то общественный транспорт десяти городов развивается с учетом потребностей жителей, а не кратковременной волны футбольных туристов. Отсутствует характерное при подготовке к Евро-2012 форсирование инфраструктурных проектов, организация транспортного сообщения на скорую руку.

Стоит отметить, что общественный транспорт принимающих городов хорошо развит. Например, Лилль с населением в 230 тыс. человек имеет наземное метро протяженностью 45 км. Это первое во Франции метро, в котором начали использовать автоматический подвижной состав. Система была запущена еще в 1983 году. Сейчас в Лилльском метро проводится расширение платформ, стартовавшее в январе 2013-го. Согласно планам, работы будут завершены осенью 2017 года.

Если смотреть на связь города со стадионом или аэропортом, то она также налажена на высоком уровне. В большинстве городов вблизи стадионов расположены станции метро, трамвая или автобуса. Стадион "Стад де Франс" в Сен-Дени, хоть и находится за пределами Парижа, но связан со столицей с помощью метро, городской электрички RER и автобусных маршрутов.

Вместе с тем, в ряде городов за последние годы общественный транспорт претерпел ряд улучшений. Так, в августе 2010 года в Лионе была открыта линия скоростного трамвая, соединившая аэропорт и ж/д вокзал, где останавливаются поезда TGV. А совсем недавно, 1 декабря, одну из линий лионского трамвая продлили до стадиона "Стад де Люмьер".

Аналогичные действия предпринимает и мэрия Тулузы. В декабре 2010 года на улицах города вновь, после закрытия в 1957 году, появился трамвай. Его маршрут соединил центр и предместья. Линия трамвая пролегла вблизи Муниципального стадиона Тулузы. В апреле этого года в городе запустили вторую трамвайную ветку, соединившую город и аэропорт.

В отличие от Лиона и Тулузы, в Ницце трамвайная линия, которая соединит город, аэропорт и стадион "Альянц Ривьера". Работы начались в октябре 2013 года и должны завершиться в конце 2017 года. Так что болельщикам придется пользоваться автобусами.

1157991_la-sncf-dans-les-starting-blocks-pour-leuro-2016-web-tete-021344651336