Портовая отрасль опять на слуху. Только вчера Администрация морских портов Украины подписала соглашение с Novadeal LTD об эксплуатационном дноуглублении в порту Южный, а уже сегодня состоялось новое мероприятие – Ukrainian Shipyard Day. На этот раз АМПУ пытается привлечь внимание судостроительных компаний. В госпредприятии решили отказаться от практики точечных закупок и перейти к масштабной программе обновления флота.
"Настало то время, когда нам необходимо начать диалог с бизнесом, чтобы получить обратную связь и тем самым расширить круг участников для реализации нашей амбициозной программы. Мы планируем купить и построить в период с 2017 по 2021 год порядка 20 судов. Около 5 млрд гривен будет направлено на эти цели", – начал презентацию программы начальник отдела флота АМПУ Геннадий Гарас.
Обновление флота, как и дноуглубление акваторий или реконструкция причалов, – это давно назревшая необходимость. На балансе АМПУ имеется 126 судов техфлота, средний возраст которого исчисляется не одним десятком лет. К примеру, нефтемусоросборщики были построены с 1971 по 1999 год. Самый молодой нефтемусоросборщик АМПУ приобрело в прошлом году. Но это, скорее, исключение, чем правило.
Читайте также Проекты Вецкаганса: какие причалы модернизирует и построит АМПУ
Что планируют купить?
Представленная программа обновления флота АМПУ предполагает закупку 8 типов судов. Пройдемся по ним детальнее. Самая крупная покупка – это ледокол. Предполагаемая стоимость судна – 2,25 млрд гривен. Данное приобретение нацелено на порты Азовского моря, где ледовая кампания проводится ежегодно. Судно будет направлено в Мариупольский филиал АМПУ.
"Единственный ледокол, находящийся на балансе нашего предприятия – "Капитан Белоусов" – был построен в 1954 году. В 2009 году была сделана модернизация силовых двигателей. Каждое докование после ледовой кампании подводит нас к мысли, что в обозримом будущем у нас появится необходимость в обновлении этого типа судов", – утверждает Геннадий Гарас.
Новый ледокол АМПУ планирует купить в 2020 году. Точные технические параметры судна еще прорабатываются, пока что известны только некоторые из них: глубина осадки – до 6 метров, а мощность – не менее 9 МВт. Стоит отметить, что в порты Азовского моря могут заходить суда с осадкой до 8 метров.
6-метровая осадка вызвана необходимостью захода в мелководные участки моря. "Ледовая компания 2012/2013 годов показала всю суровость Азовского моря, когда погибло три суда, они были затерты во льдах. Наш ледокол "Капитан Белоусов" обладает большой осадкой, мы не смогли подойти к ним. Людей спасали вертолетом, а суда погибли", – уточнил начальник отдела флота АМПУ.
Вторая крупная покупка – это самоотвозной землесос за 930 млн грн. Это судно предназначено для лоцманского филиала АМПУ – "Дельта Лоцман", но будет работать также в азовских портах. Покупку землесоса планируется осуществить уже в этом году. По словам начальника "Дельта-лоцман" Александра Голодницкого, тендер будет объявлен в течение недели-двух. Осадка судна должна составлять не больше 5 метров, объем трюма – 2 тыс. кубометров. Стоит отметить, что для "Дельты- Лоцман" планируется приобрести еще несколько типов судов: 6 лоцманских катеров за 450 млн грн (в 2018-2012 годах), 2 грунтоотвозные самоходные шаланды за 400 млн грн (в 2018-2019 годах) и промерный катер за 20 млн грн (в 2018 году).
Особое внимание АМПУ решило уделить нефтемусоросбощикам, которые выполняют санитарные работы по очистке акваторий портов. Судов данного типа будет закуплено больше всего – 7 единиц. Срок выполнения данной задачи – с 2018 по 2021 год. Общая стоимость закупки – 700 млн грн. Новые нефтемусоросборщики будут работать в портах Бердянск, Мариуполь, Херсон, Одесса, Черноморск, Белгород-Днестровский и Измаил.
Еще два судна будут приобретены для Измаильского филиала АМПУ. Речь идет о буксире с ледовыми подкреплением и малой осадкой стоимостью в 150 млн грн и несамоходной нефтеналивной барже стоимостью в 50 млн грн. Первая закупка должна быть выполнена в 2020 году, вторая – в 2019 году.
Читайте также Из лихтеров в баржи: Как Украинское Дунайское пароходство будет обновлять флот
Где и за какие деньги?
Объемы закупок впечатляют, особенно в финансовом плане. Сейчас в АМПУ работают над утверждением финансового плана предприятия на 2018 год. Это позволит лучше планировать закупки на следующий год. Если финплан АМПУ не будет утвержден, то покупка судов может осложниться, поскольку без этого документа госпредприятиям запрещено осуществлять капитальные инвестиции.
Но в Администрации есть выход – обратиться в Кабмин с просьбой о принятии отдельного постановления, которое бы разрешало такие инвестиции. "Мы не изобрели велосипед. В конце декабря 2016 года было такое распоряжение Кабмина в отношении одного из предприятий Мининфраструктуры с указанием суммы на закупку определенной техники. По нашим сведениям, это единственный прецедент. Он абсолютно логичен. Но вполне возможно, что финансовый план на 2018 год будет уже в этом году", – отметил начальник "Дельта-лоцман" Александр Голодницкий. Кроме того, АМПУ рассматривает возможность привлечения кредитных средств от финансовых банков. В какой форме будет происходить этот процесс, пока неясно.
Что касается производителей, то здесь Администрация морских портов пытается привлечь как можно больше потенциальных участников, без различия национальной принадлежности. Поэтому у украинских судостроителей есть возможность получить у АМПУ новые контракты, но за них нужно побороться. Скорее всего, придется померяться силами с крупными иностранными игроками. Интерес к проектам АМПУ в ходе обсуждения проявили такие заводы, как Килийский судостроительно-судоремонтный завод (Украина), Damen (Нидерланды), Fiskerstrand (Норвегия). Директор КССРЗ Олег Пучков расспрашивал о нефтеналивной барже, а представитель Fiskerstrand – о ледоколе.
"Привилегии запрещены действующим законодательством. Принцип недискриминации – один из ключевых в процедуре публичных закупок", – уточнил начальник "Дельта-Лоцман". При этом он добавил, что выбор подрядчика будет происходить через тендер в системе Prozorro, а ключевыми факторами для определения победителя станут соответствие техническому заданию и стоимость предложения.
Сам тендер будет проводиться в один этап. АМПУ будет формировать техническое задание с параметрами судна, а конкретное проектирование и строительство будет выполнять подрядчик.
Читайте также 4 года АМПУ: события, факты, тренды