Количество – не всегда означает качество. В Украинском Дунайском пароходстве о значении этой фразы знают не понаслышке. Сейчас флот компании состоит из 466 судов, средний возраст которых достигает 25-40 лет. Здесь можно найти экземпляры, которым исполнилось 60 лет или даже больше. Часть судов ввиду сильной изношенности и вовсе не используется, а находится в отстое. При этом отстойный флот требует расходов на его содержание. К примеру, в 2014 году с этой целью было потрачено порядка 20 млн грн.
Флот УДП состоит из 466 судов, средний возраст которых достигает 25-40 лет.
Поэтому, несомненно, флот нужно обновлять. Такая потребность усиливается конкурентной борьбой на рынке грузоперевозок по Дунаю, распределенном между несколькими крупными участниками. В данный момент УДП удается сохранять свое присутствие на этом рынке, обеспечив за собой долю, по разным оценкам, от 15 до 20%. По словам Дмитрия Баринова, грузопотоки на Дунае достаточно стабильны, новых грузов практически нет, поэтому все судоходные компании не имеют значительных средств для обновления флота. "У всех компаний, которые работают на Дунае, старый флот, поэтому кто раньше обновит его, тот и выживет", – поясняет председатель правления ЧАО "Украинское Дунайское пароходство". Именно с этой целью руководство предприятия представило 30 мая инвестиционный проект развития флота УДП. Что же и как будет обновлять компания?
Строительство и модернизация
Прежде всего, администрация УДП нацелена на количественное сокращение флота, который находится в отстое и повышение эффективности его использования. "Сейчас у нас 466 судов. Это буксиры, баржи, вспомогательные суда, а также лихтера. Последних насчитывается более 120 единиц, и все они простаивают без дела. Эти суда уже не используются в судоходстве", – рассказывает Дмитрий Баринов.
Украинское Дунайское пароходство планирует построить 40 новых барж
Из неиспользуемых лихтеров УДП решило строить новые баржи. Это удобно и дешево. Если сдать один лихтер на металлолом, то компания заработает всего 15 тыс. долларов, покупка новой баржи обойдется в 800 тыс. евро. "Строительство новой баржи на основе старых лихтеров на Килийском заводе будет стоить около 200 тыс. долларов, это с учетом оплаты труда и закупки дополнительных материалов. Экономия налицо, к тому же, мы решаем проблему с отстойным флотом", – поясняет глава УДП. Таким способом пароходство планирует построить 40 новых барж.
Второе направление стратегии судоходной компании – это модернизация буксиров. Их средний возраст превышает 40 лет. "В основном, мы используем буксиры типа "Рига-Иваново". Еще немного и они будут отмечать полувековой юбилей. 40% времени они стоят в межрейсовых ремонтах. Основная проблема этих буксиров – двигатель. Значительная часть деталей к ним уже не производится, фактически нам приходится делать свой хендмейд. Это создает дополнительные неудобства и расходы", – сетует Дмитрий Баринов.
Модернизация одного буксира будет стоить 2 млн долларов.
По этой причине УДП в представленном инвестпроекте заявляет о планах по модернизации 21 буксира, то есть о замене двигателей. На каждом буксире стоит по 2 главных двигателя, их стоимость и стоимость вспомогательного оборудования обойдется 1 млн долларов. С учетом работ модернизация одного буксира будет стоить 2 млн долларов. По словам руководителя УДП, предприятие еще не определилось с поставщиком двигателей: "Мы рассматриваем немецких, японских производителей. Недавно китайская компания China National Technical Import & Export Corporation (CNTIC) предложила нам двигатели производства КНР. Поедем в Китай, посмотрим, что это за двигатели".
Для реализации инвестпроекта Украинскому Дунайскому пароходству необходимы 50 млн долларов. Этой суммы у предприятия сейчас нет, ее планируется привлечь у иностранных инвесторов. "Мы провели переговоры с нашими партнерами – австрийской компанией Panta Rei и китайской China National Technical Import & Export Corporation (CNTIC). С последней мы подписали меморандум о взаимопонимании, а в июле наша делегация поедет в Китай", – заявил Дмитрий Баринов во время презентации инвестпроекта. В Поднебесной будет разработана более детальная схема финансирования.
Килийское ноу-хау
После оглашения цифр и планов едем на Килийский судостроительно-судоремонтный завод (КССРЗ), который входит в состав УДП. На заводе состоялась церемония спуска на воду баржи с номером UDP-SLG-021. Там нам удалось пообщаться с директором КССРЗ Олегом Пучковым, который рассказал о некоторых тонкостях создания новой баржи грузоподъемностью 2100 тонн.
Баржа типа SLG спускается на КССРЗ впервые за более чем десятилетие
В Килие уже производились баржи типа SLG в 2001-2005 годах. В то время на заводе было построено 20 таких судов. В 2000-х автором проекта был сам завод, сейчас – компания Grand Engineering, которая немного усовершенствовала его. "Глобальные параметры – длина, ширина, осадка – не изменились. Что касается нововведений, то в новом проекте появились негофрированный настил люковых закрытий, были усилены форпиковая часть и переборки на судне", – рассказывает Олег Пучков.
По словам директора КССРЗ, проект SLG предполагает изготовление баржи из двух лихтеров и вставок между ними из третьего. "У одного лихтера отрезается кормовая и носовая часть, у другого – только кормовая, то есть три части были отрезаны. Между двумя лихтерами вставляется вставка длиной 4,5 м. Резка выполняется на машине газокислородной резки "ТЕЛЕРЕКС". Перед стыковкой лихтера ремонтируются", – поясняет детали производственного процесса руководитель килийских судостроителей.
Есть у баржи и новые детали, изготовленные не из лихтеров, а сваренные из нового металла. Это носовая часть и крышки трюмов. Новый металл КССРЗ закупает у украинских производителей. В последних тендерах наиболее выгодные условия предложила компания "Метинвест", поэтому она сейчас поставляет предприятию необходимую продукцию.
Олег Пучков - директор КССРЗ
В производстве новой баржи было задействовано порядка 60 человек – около 50 корпусников и 10 токарей. Проектная мощность завода позволяет выпускать по 4-5 баржи SLG в год. Реализация инвестиционного проекта рассчитана на 5 лет – до 2021 года и завершится возвратом средств инвестору в 2031 году.
Стоит отметить, что согласно проекту, баржа UDP-SLG-021 будет работать в течение 16 лет. Затем она будет проходить ежегодные освидетельствования на предмет соответствия регистру. Вскоре новая баржа отправится вверх по Дунаю за грузом. Не останутся без работы и работники КССРЗ. "Уже сейчас перед нами стоит задача начать строительство второй такой баржи. В ближайшее время начнем работать в этом направлении", – подытожил Олег Пучков.
Читайте также Как работает АСРЗ в условиях войны и правовой коллизии