"Мы не обязаны любить наших пассажиров, потому что они за это не заплатили!". Именно под таким девизом один из ведущих лоукостов Европы завоевывал рынок. Компания Ryanair не церемонилась со своими клиентами, подчеркивая, что получает деньги лишь за перевозку, но никак не за хороший сервис. Перевозчик экономил на всем: он не пользовался дорогостоящими услугами воздушных гаваней, принципиально не платил им сборов, предлагая взамен большие пассажиропотоки, и предпочитал аэропорты на периферии.
Читайте также Ирландский Гэтсби: кто создал крупнейшего лоукоста Европы
Бюджетника обвиняли даже в нечестных и небезопасных методах сокращения расходов. Некоторые наблюдатели утверждали, что Ryanair заправляет в баки самолетов ограниченное количество топлива, которое не позволит им в случае чего долететь до запасного аэродрома. Кроме того, черная слава ходила и об отношении руководства к сотрудникам, в частности, пилотам, которые не имеют заранее оговоренной по контракту продолжительности рабочего времени. Теоретически, каждый из них может получить "ноль часов" месячной работы, что приведет к аналогичному заработку в "ноль евро".
Однако, похоже, что вскоре скандально известный лоукост может измениться до неузнаваемости. Или почти до неузнаваемости. В сезон летней навигации перевозчик сокращает количество своих маршрутов на 84. Больше всего пострадают от этого такие аэропорты: Ангельхольм (Швеция), Констанца (Румыния), Донкастер/Шеффилд (Великобритания), Йёнчёпеинг (Швеция), Кальмар (Швеция), Карлстад (Швеция), Магдебург/Кохштедт (Германия), Тыргу Муреш (Румыния) и Варшава им. Шопена. Правда, пребывание в центральной гавани столицы Польши было временным, и Ryanair попросту возвращает свои рейсы в Модлин, который был ранее закрыт на ремонт.
"Европейские пассажиры стали неохотно пользоваться отдаленными аэропортами, дорога в которые занимает много времени и обходится иногда дороже всего перелета".
Кроме того, заметно уменьшились объемы работы в бельгийском Шарлеруа, аэропортах Стокгольм/Скавста, Милан/Бергамо, Ливерпуль, Будапешт, Барселона/Жирона. В то же время Ryanair, что ему несвойственно, стал наращивать свое присутствие в главных воздушных гаванях европейских стран. К примеру, заметный рост демонстрирует римский Фьюминчино, а также Брюссель, Лиссабон, Барселона, Афины, Салоники, Линц, Прага. Словом, лоукоста привлекли ворота с уже сформированным и гарантированным пассажиропотоком, часть которого можно попытаться перехватить у крупных классических перевозчиков.
Похоже, что в будущем изменится и стиль работы авиакомпании. "Мы видим, что Ryanair становится более дружелюбной по отношению клиенту, однако изменения гораздо глубже. Перевозчик меняет свою привычную модель, чтобы адаптироваться к эволюционирующему рынку и балансировать на тонкой грани между классической и бюджетной авиакомпанией. Сейчас мы видим, что Ryanair переходит в главные аэропорты Европы. Может быть, мы увидим их и во Франкфурте? Кроме того, туристические рынки, как, например, Кипр, Тунис и Египет не так сильно охвачены лоукостами и могут предложить хорошие возможности. Посмотрим, воспользуется ли ими Ryanair", - говорит исполнительный вице-президент информационно-консалтинговой компании OAG Джон Грант.
Основой полигон для борьбы между классиками и лоукостами находится в Италии. В мае текущего года Ryanair добавила дополнительные емкости на уровне 39 тыс. мест в неделю по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. На сегодня это крупнейший регулярный перевозчик Италии, которому принадлежит около 23% емкости. В декабре прошлого года компания открыла в стране четыре новых базы, увеличив их общее число до девяти, причем одна из них – в римском центральном аэропорту Фьюминчино. Все это происходит на фоне ослабления позиций Alitalia, которая за последние 10 лет сократила свою долю на рынке с 32% до 20%.
Кроме того, Ryanair вернулся к глобальным системам бронирования, заключив договор с компанией Travelport. Почему же ранее агрессивный перевозчик-провокатор вдруг надел на лицо дружелюбную улыбку и отказывается от периферийных аэропортов? Эксперты полагают, что причиной являются предпочтения европейских пассажиров, которые становятся более требовательными и хотят экономить свое время. "Европейские пассажиры стали умнее и неохотно готовы пользоваться отдаленными аэропортами, дорога в которые занимает много времени и обходится иногда дороже всего перелета. Как мы знаем время - это тоже деньги, и временные затраты на дорогу в отдаленный аэропорт довольно легко оценить в денежном эквиваленте", - сказал Центру транспортных стратегий координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра реализации экономических реформ при президенте Украины Александр Кава.
Вопрос в том, как отразится новая политика перевозчика на ценах. Ведь теперь он начнет любить пассажиров, а за это им, как известно, нужно платить. Поэтому не исключено, что гибридная авиакомпания будет уже немного менее доступной, чем была ранее.
anna.aero, перевод Максима Арсланова ЦТС
Читайте также Лоукостеры: как easyJet бьет Ryanair