Уже в апреле металлургическая отрасль может столкнуться с дефицитом сырья - в частности, металлолома. Введенные ограничения на передвижение населения (в том числе, задействованного в заготовке лома), приостановка инвестиций во многих отраслях и как следствие снижение доли амортизационного металлолома, а также падение генерации бытового лома, доля которого составляет около 18%, - все это в итоге может привести к тому, что общие объемы генерации металлолома сократятся на 50% или даже больше. Как следствие - потеря объемов производства, что в свою очередь больно ударит по экономике страны. В том числе, это отразится на вагоностроении.

При всем при этом "Укрзализныця" является ключевым поставщиком лома и располагает значительными его запасами. Продажа металлолома ж/д компанией позволила бы не только хоть в какой-то мере удовлетворить потребности металлургической и смежных отраслей, но и дала бы возможность заработать УЗ в этот непростой период.

Рынок прогнозирует, что до окончания карантинных ограничений ситуация с генерацией металлолома не улучшится, а потому металлурги ищут понимания у "Укрзализныци".  

Реализация металлолома, с одной стороны даст шанс пережить кризис украинским металлургам, с другой - самой УЗ получить существенный приток денежных средств.

Эксперты оценивают объемы продажи лома от предприятий УЗ в 300-350 тыс. тонн в текущем году, для чего месячный объем реализации должен составить около 40 тыс. тонн. "В ситуации, которая сложилась, когда ожидается существенное падение объемов ломозаготовки, возрастает роль поставок лома от крупных госкомпаний с избыточными и изношенными активами. В первую очередь это УЗ, в распоряжении которой находятся огромные запасы металлолома. Реализация этого металлолома, с одной стороны даст шанс пережить кризис украинским металлургам, с другой - самой УЗ получить существенный приток денежных средств, которые частично компенсируют потери из-за уменьшения грузопотока", - отмечает в комментарии ЦТС Александр Каленков, президент ассоциации "Укрметаллургпром".

Что же именно предлагает бизнес и поддерживает ли эти инициативы "Укрзализныця"?

Какие изменения нужны?

Чтобы решить проблему, металлурги предлагают ускорить процедуру реализации металлолома УЗ. В первую очередь для этого потребуется внести изменения в постановление Кабинета министров №1054, которое касается оптимизации процедуры установления начальной стоимости металлолома. В данном случае предлагается исключить участие оценщика, так как это значительно затягивает процесс, а также требует дополнительных расходов.  "Целесообразно обратиться в Кабинет министров с просьбой внести соответствующие изменения в данное постановление в рамках программ поддержки отечественной промышленности в условиях мирового экономического кризиса, обусловленного распространением эпидемии коронавируса", - сказано в письме "Укрметаллургпрома", копией которого располагает ЦТС. 

По оценкам экспертов, от продажи лома в 2020 году "Укрзализныця" могла бы получить более 1 млрд грн доходов.

Также промышленники говорят о том, что на сегодняшний день темпы списания металлолома силами "Укрзализныци" составляют 100-400 вагонов в месяц, при потребности 800-1000 вагонов в месяц. Чтобы ускорить темпы до необходимых бизнес видит два решения: продавать списанные вагоны "на собственных осях", чтобы металлургические предприятия перерабатывали их своими силами, либо же привлекать подрядчиков, желательно в рамках ускоренной тендерной процедуры, для переработки металлолома на предприятиях УЗ.

Мнение компаний

Основные потребители металлолома на рынке - "Метинвест", "Интерпайп", "АрселорМиттал". Каждая из компаний оценивает возможную угрозу по-разному. В "Интерпайпе" своими оценками не делятся, но говорят, что в целом поддерживают позицию "Укрметаллургпрома" и были одними из тех, кто участвовал в подготовке упомянутого заявления.

А группа "Метинвест", по предварительным оценкам, может недополучить минимум 150-200 тыс. т металлолома с внутреннего рынка. "Это значение приведено без учета возможного дополнительного негативного влияния на рынок эпидемии коронавируса, которое может снизить объемы ломозаготовки. В целом, в Украине присутствует острый дефицит металлолома. Всего, отечественные металлурги могут недополучить порядка 350-500 тыс. т этого сырья", - отмечают в компании. 

В 2015-2019 годах группа закупала у УЗ от 15 до 60 тыс. т металлолома в год и могла бы закупать весь предложенный объем, за исключением некоторых низколиквидных марок лома, таких как стружка, легированные марки. На данный момент, как говорят в компании, объем продаж УЗ может составлять не более 250-300 тыс. т в год. "Метинвест" со своей стороны отмечает, что, в случае необходимости, поможет "Укрзализныце" с разборкой вагонов, чтобы ускорить процесс реализации металлолома.

В компании "АрселорМиттал Кривой Рог" также говорят, что готовы обсуждать закупку всего лома УЗ. Вопрос к ценообразованию предложения УЗ.

На одной стороне?

В самой УЗ говорят, что в данном вопросе находятся на одной стороне с бизнесом и тоже не против того, чтобы ускорить процедуру реализации металлолома. Ранее компания уже обращалась с соответствующим предложением к правительству, однако его завернули. 

"Вопрос в том, что процедура, которая прописана для любого имущества УЗ - проблематичная. У нас существует порядок использования имущества, утвержденный Кабмином, согласно которому перед тем, как что-то продавать, мы должны оценивать каждый вагон в отдельности. Потом эта оценка должна быть утверждена набсоветом. Только после этого мы можем выходить на торги. Все это занимает минимум 2 месяца", - отмечает директор по развитию бизнеса АО "Укрзализныця" Андрей Рязанцев. 

"Я не представляю себе, чтобы такая компания как УЗ проводила оценку каждого вагона, который сгнил еще 20 лет назад, а потом все это еще выносили на набсовет", - Андрей Рязанцев.

По его словам, тут бизнес и УЗ могут объединить свои силы, чтобы показать и разъяснить, что в этом нет ничего плохого. "Есть много покупателей, и продавец в любом случае получит справедливую цену. Я не представляю себе, чтобы такая компания как УЗ проводила оценку каждого вагона, который сгнил еще 20 лет назад, а потом все это еще выносили на набсовет", - рассуждает Рязанцев. 

По последним данным, у "Укрзализныци" подлежит списанию около 16 тыс. вагонов. Андрей Рязанцев отмечает, что это очень большое количество. И, если бы процедура продажи была более быстрой, то компании пришлось бы концентрировать свои внутренний мощности или даже привлекать аутсорсинг. Что касается вопроса продажи вагонов "на собственных осях", в УЗ не возражают, но при условии взаимной выгоды и справедливой цены. "Как правило, даже в старых прогнивших вагонах имеются ценные запчасти, которые можно повторно использовать. Соответственно, их цена будет выше", - резюмирует директор по развитию бизнеса АО УЗ. 

Между тем на рынке отмечают, что, несмотря на отсылки к Кабмину относительно процедурных моментов, ускорить процесс списания подвижного состава на лом может и должна сама УЗ. Именно на этом акцентировали металлурги, обращаясь к набсовету компании.

Тут стоит отметить, что неповоротливость госкомпании в данном вопросе (впрочем, как и во многих других) не играет ей на руку и лишает возможности получить дополнительный финансовый ресурс, что особенно важно сейчас - в условиях надвигающегося экономического кризиса. Пандемия коронавируса уже привела к сокращению потребления сырья и продукции украинских компаний, а это, безусловно, скажется и на объемах перевозок грузов по железной дороге. Соответственно, на волне кризиса УЗ крайне важно искать новые нетарифные источники доходов. По оценкам экспертов, от продажи лома в 2020 году "Укрзализныця" могла бы получить более 1 млрд грн доходов, что может стать существенным подспорьем для выполнения финплана компании.

Учитывая то, что ж/д лом ввиду своего качества является востребованным видом сырья, а у "Укрзализныци" его много, странно было бы этим не воспользоваться. Полученную выручку можно было бы направить не только на социальные выплаты персоналу компании в это нелегкое время, но и на развитие - на обновление инфраструктуры и подвижного состава.  

Читайте также Олег Журавлев: "Основные риски для "Укрзализныци" - финансовая нестабильность и потеря персонала"