"В Украине существует много мифов, связанных с лоукост-компаниями", – такой вступительной фразой Евгений Дыхне открыл круглый стол на тему "Предпосылки и вызовы для развития лоукост-перевозок в Украине", который состоялся в аэропорту Борисполь. Причиной возникновения мифов служат дешевые авиабилеты, которые соблазняют пассажиров. Время от времени бюджетные авиакомпании проводят распродажи билетов по 10, 15, 20 евро. А недавно глава крупнейшего в Европе лоукостера Ryanair Майкл О'Лири и вовсе шокировал, в очередной раз намекнув о скором появлении бесплатных билетов. Кто не захочет полететь дешево или вовсе бесплатно? Это поистине настоящее искушение для любителей путешествовать.

Правда, в Украине к ажиотажу вокруг лоукостеров добавляется и политический фактор, а именно: подписание договора о Совместном авиационном пространстве с Евросоюзом и введение безвизового режима со странами Шенгенской зоны. Часто украинские политики, да и сами лоукост-компании, объясняют нежелание заходить в Украину отсутствием этих двух факторов. Но все ли так однозначно? Тогда почему в Украину уже несколько лет летает ряд лоукост-компаний, о которых почему-то забывают? Или, может, привлечение новых лоукостеров в Украину требует более продуманной стратегии, чем "открытое небо" и "безвиз" с ЕС? Когда украинские аэропорты будут готовы принимать самолеты Ryanair или easyJet? Это одни из немногих вопросов, которые были затронуты на круглом столе. Но самым главным был "Почему крупные европейские лоукостеры не рвутся на украинский рынок?".

Дотации и затраты

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо взглянуть на тонкости бизнес-модели бюджетных авиакомпаний. Эксперты указывают на то, что основной базой для развития лоукостеров в Европе являются два типа пассажиров – туристы и трудовые мигранты. При этом бюджетная авиакомпания, привозя в аэропорт определенное количество пассажиров, получает дотацию и скидку на аэропортовые сборы.

Украина испытывает проблемы и с туристами, и с трудовыми мигрантами. Соответственно, для лоукостеров украинский рынок не очень привлекателен. "Если мы посмотрим на Украину, то у нас очень мало легальной трудовой миграции. Да, есть украинская трудовая диаспора в Италии, Испании, других странах ЕС, но эта диаспора на порядок меньше, чем та же польская. Пока у нас нет предпосылок, что этих трудовых мигрантов станет больше. В целом, украинцы летают немного по сравнению с жителями других европейских стран – по разным оценкам, от 2 до 5%", – утверждает Александр Ланецкий, авиаэксперт и директор консалтинговой компании Friendly Avia Support. По мнению эксперта, Украине нужно поднять уровень благосостояния населения, а также развивать въездной туризм.

В целом, украинцы летают немного по сравнению с жителями других европейских стран – по разным оценкам, от 2 до 5%.

Сами бюджетные авиакомпании не отрицают влияние платежеспособности населения, но при этом указывают на другие факторы. Присутствующий на круглом столе Давит Мамулаишвили, глава департамента Wizz Air по наземным операциям и работе с клиентами, заявил, что секрет успеха лоукостеров кроется в затратах. "Наш фокус – это затраты. У нас есть поговорка: затраты гарантированы, доходы не гарантированы", – отметил представитель венгерской бюджетной авиакомпании. По словам Давита Мамулаишвили, у Wizz Air есть целый набор средств, которые способствуют уменьшению затрат: использование самолетов с максимальной эффективностью (по 13-14 часов в день, 6-8 полетов в день), продажа билетов только через веб-сайт перевозчика и т.д. Что касается аэропортов, то Wizz Air часто сотрудничает с воздушными гаванями, обладающими простой инфраструктурой (пассажиры смогут дойти до трапа пешком), дешевыми тарифами (как правило, это региональные аэропорты), и аэропортами, способными обеспечить круг посадки/высадки пассажиров за 25-30 минут. Очень часто именно эти факторы становятся камнем преткновения при переговорах лоукостеров и аэропортов. Готовы ли региональные аэропорты в Украине выполнить такие требования?

Лоукостеры и региональные аэропорты

"К сожалению, большинство региональных аэропортов в Украине находится в плачевном техническом состоянии. Вместе с тем, некоторые регионы, понимая важность аэропортов, готовы инвестировать в их развитие", – отметил Ярослав Мазурец, директор аэропорта Винница. В то же время, именно лоукостеры могут стать стимулом для развития региональных аэропортов. К примеру, в соседней Польше большинство региональных воздушных гаваней стремительно наращивали пассажиропоток после захода Wizz Air либо Ryanair.

Для привлечения лоукостеров украинским региональным аэропортам нужно всерьез задуматься над развитием инфраструктуры - не только терминалов и аэродромов, но и сообщения с городами и регионами. 

Для привлечения лоукостеров украинским региональным аэропортам нужно всерьез задуматься над развитием инфраструктуры. Речь идет не только о терминалах и аэродромах (развитие которых прописано в госпрограмме), но и сообщении с городами и регионами. Ярослав Мазурец отметил, что в этом плане для аэропорта Винница очень важна железная дорога. "Сегодня "Укрзализныця" с помощью поездов "Интерсити" обеспечивает быстрый доезд в Винницу для жителей Тернополя, Хмельницкого и Киева", – пояснил руководитель аэропорта. Синергия железной дороги и аэропорта может принести хорошие результаты, считает Ярослав Мазурец.

Инфраструктурой проблемы региональных аэропортов не ограничиваются. Так, у аэропорта Харьков возникают вопросы со стоимостью топлива. "Сейчас мы ведем переговоры с нашим заправщиком, "Лукойл Авиэйшн Украина", о снижении цены на топливо", – отметил Руслан Сотник, заместитель коммерческого директора по авиационной деятельности аэропорта Харьков. К слову, у Wizz Air затраты на топливо составляет порядка 45% от общей суммы расходов, у МАУ – 30%.

"Открытое небо" для лоукостеров

Обсуждение лоукостеров, безусловно, не обошлось без упоминания Соглашения о САП и безвизового режима. Ранее Ryanair называла эту причину основной преградой для захода в Украину. Правда, это не мешало ирландскому перевозчику вести переговоры с украинскими аэропортами: Львов, Жуляны, Борисполь. Но что будет, если украинское небо таки откроется для европейских бюджетных грандов? Здесь мнения авиаторов разошлись.

"Что касается лоукостеров, то в ближайшее время они придут к нам, никуда мы от этого не денемся", - Валерий Полищук, компания "Мастер-Авиа".

"Подписание Соглашения с ЕС о САП и безвизовом режиме значительно подымет объемы наших перевозок. Что касается лоукостеров, то в ближайшее время они придут к нам, никуда мы от этого не денемся", – заявил Валерий Полищук, первый заместитель генерального директора "Мастер-Авиа", управляющей аэропортом Жуляны. При этом представитель "Мастер-Авиа" предостерег, что иногда лоукостеры выдвигают очень завышенные требования к аэропортам, и последним стоит хорошенько подготовиться, чтобы "склонить их к реальным вещам".

"Если европейские лоукостеры по-настоящему развернутся в Украине, то они ударят не по МАУ, как часто говорят в Украине, они ударят по чартерам", – Александр Ланецкий, Friendly Avia Support.

В то же время, Александр Ланецкий утверждает, что лоукостеры сильно ударят по украинским чартерным авиакомпаниям. "Если европейские лоукостеры по-настоящему развернутся в Украине, то они ударят не по МАУ, как часто говорят в Украине, они ударят по чартерам", – утверждает эксперт. По его словам, вытеснение чартерных авиакомпаний бюджетными уже произошло в ряде западноевропейских стран. Например, во Франции Transavia и easyJet сильно потеснили чартерных перевозчиков. "Классический пример – это flydubai. После того, как авиакомпания начала летать на маршруте Киев – Дубай, чартерные рейсы прекратились", – резюмировал Александр Ланецкий.

Читайте также Куда движется авиарынок Европы: семь тезисов с конференции CONNECT 2016