24 августа, в день 30-летия независимости Украины, стало известно о подписании договора о консалтинге между "Укрзализныцей" и Deutsche Bahn Engineering & Consulting. В Министерстве инфраструктуры уточнили, что Deutsche Bahn поможет УЗ отделить пассажирские перевозки от грузовых. При этом консалтинг является лишь первым этапом сотрудничества, а на втором - "Укрзализныця" привлечет команду менеджеров DB для непосредственного управления пассажирскими перевозками. Последнее может произойти уже в 2022 году.

Спустя несколько дней стали известны и некоторые подробности того, что предшествовало подписанию договора. Как оказалось, DB Engineering & Consulting была отобрана консультантом УЗ по весьма оперативно организованной процедуре, где заказчиком услуг выступил Киевский электровагоноремонтный завод. Согласно тендерным данным, услуги немецких специалистов обойдутся в 891 тыс. евро.

Несмотря на то, что на тендер приглашались и другие компании, в частности, из "Большой четверки", окончательную заявку подала только DB Engineering & Consulting, выиграв конкурс, по сути, без конкурентов. 

ЦТС поговорил с заместителем директора департамента инвестиционной деятельности "Укрзализныци" Владимиром Шемаевым о том, какую именно работу должны будут проделать немецкие консультанты и увидим ли мы представителей Deutsche Bahn в топ-менеджменте УЗ. 

17103246_808748802626365_6158754951326906285_n  

Почему был выбран именно Deutsche Bahn? 

Для участия в конкурсе мы приглашали разные компании, в том числе из "Большой четверки" и других консультантов по стратегии, но окончательную заявку подала только DB Engineering & Consulting.

Также у нас были предварительные намерения, которые излагались еще в 2020 году, когда подписывался меморандум о сотрудничестве. Тогда речь шла о том, что конкретные проекты будут реализовываться на основании отдельных договоренностей. 

Кроме того, DB - это игрок, как минимум, номер два в ЕС по пассажирским перевозкам и один из самых больших железнодорожных холдингов в мире, который имеет обширное портфолио совместных проектов с железными дорогами в разных странах, в том числе на пространстве колеи шириной 1520 мм. В частности, в Казахстане. Они подписали очень схожий контракт, но уже пошли на шаг вперед и взяли в соуправление пассажирскую компанию. Поэтому, у них уже есть наработанный опыт на пространстве 1520. У нас есть засвидетельствованное письмо от Казахстанских железных дорог, что с 2019 года, благодаря реализации этого проекта, они добились экономического эффекта более 10 млн долл. 

Что подразумевает под собой консалтинговая часть проекта? 

Проект сотрудничества с DB будет структурирован в три этапа. 

Консалтинг - это первая часть проекта, который мы начали подписанием контракта 24 августа, по которому мы получим качественную аналитику и рекомендации от немецких экспертов по трем направлениям: 

Первое - как подготовить УЗ к рынку PSO, то есть к модели организации социально значимых перевозок. Европейская модель подразумевает под собой то, что государственные и местные органы власти являются заказчиками перевозок. Соответственно, затраты по таким перевозкам планируются совместно, как заказчиком, так и перевозчиком. Проще говоря, если громада или министерство просят пустить в каком-то направлении не один поезд, а два, то они разделяют между собой в том числе финансовые риски, чтобы эти перевозки не требовали кросс-субсидирования со стороны грузовых. Мы хотим разделить эту финансовую ответственность с заказчиками, которые выступают инициаторами перевозок. 

Второе - подготовка бизнес-планов для дальнего и пригородного сообщения на ближайшие пять лет, которые помогли бы нам создать транспарентные прогнозы по пассажирообороту и с последующим необходимым планом капитальных инвестиций в пассажирский сектор. С этими документами нам будет легче вести дискуссию с правительством, которое хочет поддержать УЗ финансово в отношении пассажирских перевозок и инфраструктуры. 

Мы хотим комплексно пересмотреть стандарты по всем трем категориям поездов: ночные, пригородные и дизель-поезда. 

Третье - оказание помощи УЗ с пересмотром технических требований к пассажирскому подвижному составу. Сейчас у нас есть определенные стандарты и требования, но мы стремимся к тому, чтобы наш подвижной состав соответствовал европейскими стандартами. Когда мы заказывали вагоны у КВСЗ, то постарались в техзадании их улучшить (кондиционирование, USB-зарядки, отсутствие нижних рундуков и т.д.). Но мы хотим комплексно пересмотреть стандарты по всем трем категориям поездов: ночные, пригородные и дизель-поезда. Делаем это для того, чтобы, когда мы в дальнейшем будем закупать новый подвижной состав, то эти требования уже были предварительно оговорены с лучшими международными производителями. И это тоже будет задача DB. После этого они дадут нам консолидированный проект этих технических рекомендаций, который позволит наравне участвовать в конкурсах и национальными производителям и международным. 

Читайте также Stadler идет в Украину: Где могут поехать швейцарские поезда

240526274_4436765046372318_1787890453371654836_n

Какие сроки реализации? 

Это параллельные проекты. Дедлайн установлен до конца февраля, но мы рассчитываем получить основные результаты еще до 1 января 2022 года. 

Операционное управлении не значит, что мы полностью передаем контроль немецким специалистам.

В МИУ заявили о том, что с 2022 года операционное управление пассажирскими перевозками может перейти к немецким консультантам. Расскажите подробнее, что имеется в виду? 

Речь идет о втором этапе, который начнется с 2022 года. Операционное управлении не значит, что мы полностью передаем контроль немецким специалистам. Решение о том, продолжать ли сотрудничество в любом случае будет принимать акционер, то есть Кабинет министров. И согласовывает его набсовет. И если оно будет принято, то, скорее всего, в рамках договоренностей между правительствами Украины и Германии можно будет направить топ-менеджеров DB в руководство пассажирской вертикали для внедрения предложенных инициатив и рекомендаций в ходе первого этапа работы, для улучшения операционных показателей пассажирского бизнеса. Я бы это называл передачей ответственных участков работы, определенных УЗ.

Означает ли это что немецкие специалисты будут входить в правление УЗ и наблюдательный совет? 

Такое решение может принять Кабинет министров, как акционер, но это не самоцель. В Казахстане, например, так и сделали, но в только в пассажирском направлении, - ведь у них уже произошел анбандлинг, т.е. выделение пассажирской вертикали в отдельную бизнес-единицу. Поэтому, в Украине речь скорее всего может идти все же о вхождении немецких специалистов в топ-менеджмент пассажирской вертикали холдинга. 

86267060_3019758151376497_7170617307067056128_n

Ситуация с привлечением немецких консультантов похожа на ту, которая была с УЗ во время руководства Войцеха Балчуна и других поляков. Не боитесь повторить опыт? 

Тогда польскими менеджерами были заняты все ключевые позиции в правлении УЗ. Сейчас же мы хотим сделать акцент на том, что до консалтинга, во время и после тут должны быть наши специалисты, которые смогут, переняв опыт и культуру управления, продолжить работу немецких коллег, после того как очередной этап сотрудничества будет закончен. Рассчитываем, что его реализация займет от двух до пяти лет. 

Возможно привлечение стратегического инвестора для создания совместного оператора, например, для выхода на международные рынки перевозок.

Каким будет третий этап? 

Это тот этап, когда пассажирский оператор УЗ достигнет уровня инвестиционной привлекательности, что даст возможность DB или другому инвестору заинтересоваться во вхождении в капитал. Возможно, привлечение стратегического инвестора для создания совместного оператора с более амбициозными целями, например, выхода на международные рынки перевозок. Мы видим, что это перспектива 10 лет. Сначала надо навести порядок у себя, добиться лояльности пассажиров и безубыточности перевозок.

Читайте также Многофункциональность и партнерство: Проекты Deutsche Bahn на внешних рынках