Новый год начался для ж/д отрасли Украины с новых сенсаций. В середине января стало известно о заинтересованности Deutsche Bahn в партнерстве с "Укрзализныцей". Вскоре после этого состоялся визит управляющего директора по международным рынкам и консалтингу DB Engineering & Consulting Андреаса Вегерифа в Украину, где он встретился с премьер-министром Алексеем Гончаруком. А 22 января в швейцарском Давосе министр инфраструктуры Украины поставил подпись под меморандумом о взаимопонимании с DB. Договор о стратегическом партнерстве с Deutsche Bahn правительство Украины намерено подписать в Киеве уже 5 февраля

В связи с этим ЦТС решил проанализировать опыт немецкой компании в других странах. Примечательно, что бизнес Deutsche Bahn выходит далеко за пределы Германии и ж/д отрасли. 43% своего дохода, который составляет 44 млрд евро (данные 2018 года), компания зарабатывает за пределами Германии. При этом 31 из 43% приходится на страны Европы (не включая Германию), 7% - на Азию, 4% - на Северную Америку и 1% - на оставшуюся часть мира. Что касается секторов деятельности, то доля железной дороги составляет 52%, остальные 48% приходятся на другие виды транспорта, в особенности автомобильный.

Новый Шелковый путь

Одним из самых важных проектов, реализованных Deutsche Bahn (DB) за рубежом, является налаживание регулярного грузового ж/д сообщения из Китая в Европу по так называемому Новому Шелковому пути. В марте 2008 года для этой цели было создано совместное немецко-российское предприятие Trans Eurasia Logistics (TEL). Его акционерами стали пять компаний: три из Германии (доля DB - 30%, Polzug - 10%, Kombiverkehr - 10%), две из России (РЖД - 30%, "Трансконтейнер" - 20%). Участники проекта объединили свои логистические цепочки в одну. Российские партнеры обеспечили доставку контейнеров до границ Евросоюза, то есть до Бреста, ответственность за дальнейшую доставку по территории ЕС легла на Deutsche Bahn.

Первый пробный контейнерный поезд из Китая в Европу был запущен осенью 2008 года. Для тестовой поездки был избран маршрут Сянтань-Гамбург через территорию РФ, Беларуси и Польши. Регулярное грузовое ж/д сообщение между Китаем и Европой началось в 2011 году. Тогда участники TEL запустили контейнерный поезд Чунцин-Дуйсбург. Данный сервис использовал новый маршрут. Контейнеры из Китая заезжали на "пространство 1520" в Казахстане, далее они следовали на северо-запад в направлении Москвы, а затем уже по опробованному маршруту через Беларусь и Польшу.

Deutsche Bahn реализовал более 100 успешных совместных ж/д проектов в более чем 40 странах мира.

Впоследствии проложенный компанией TEL маршрут стал основным для Нового Шелкового пути. Он оброс многочисленными ответвлениями как в Китае и Европе, так и на пути между ними. К примеру, часть контейнерных поездов проходит также через Монголию, следуя в Россию и затем по отработанному маршруту в страны ЕС. Внутри Европы хабом для контейнерных поездов из Китая стал Дуйсбург, откуда контейнеры распределяются в конечные пункты прибытия. Что касается самой компании Trans Eurasia Logistics, то в 2015 году концерн Deutsche Bahn взял курс на консолидацию этого предприятия в своих руках. Этот процесс завершился в декабре 2018 года, когда DB выкупила долю РЖД. Сейчас 100% акций находится в собственности DB Cargo, грузового подразделения Deutsche Bahn.

Экспансия в Европе

Запуск контейнерных поездов из Китая в Европу был бы проблематичным без широких возможностей, которыми Deutsche Bahn обладал к началу 2010-х. Ведь локомотивы компании могли доставить состав грузовых вагонов от польско-белорусской границы до Роттердама, Лондона или Копенгагена. Но так было не всегда. В 1999 году немецкая ж/д отрасль пережила серьезную трансформацию, когда единая структура была разделена на профильные подразделения: инфраструктура, пассажирские и грузовые перевозки.

В 2000 году Deutsche Bahn начал корпоративную экспансию за пределы Германии, поглотив NS Cargo, дочернюю компанию голландского ж/д оператора Nederlandse Spoorwegen. В обмен на 100% акций NS Cargo голландцы получили 6% акций новосозданной компании Railion. Год спустя аналогичное слияние произошло в Дании, когда Railion поглотил местного грузового ж/д перевозчика DSB Gods в обмен на 2% акций, переданных датскому ж/д оператору DSB. В последующие годы Deutsche Bahn приобрел несколько грузовых ж/д операторов в разных странах Европы (Великобритания, Франция, Италия, Польша и другие). В результате, в начале 2010-х Railion, переименованный к тому моменту на DB Schenker Rail, стал поистине европейской компанией. В 2016 году перевозчик получил новое название - DB Cargo.

Железные дорогие в пустыне

За последние несколько лет Deutsche Bahn оказался задействован в нескольких ж/д проектах на Аравийском полуострове. В 2013 году немецкая компания вместе с эмиратским партнером Etihad Rail создала совместное предприятие Etihad Rail DB для реализации проекта по строительству ж/д сети в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и дальнейшего управлению ею. Всего планируется построить 1200 км железной дороги для перевозки грузов, преимущественно нефти и серы. Стоимость масштабного проекта 40 млрд долларов. В 2016 году была введена в эксплуатацию первая очередь магистрали (264 км), соединившая серное месторождение Шах с портом Эль-Рувайс. Участие DB сводится к функционалу т.н. shadow-оператора, который предусматривает экспертизу проекта, составление операционных процедур и планов управления безопасностью и оказание помощи в обеспечении того, чтобы проект выполнялся с оптимальными эксплуатационными расходами.

Основным игроком, в ж/д проектах на Аравийском полуострове, в которых участвует Deutsche Bahn, выступает DB Engineering & Consulting, "дочка" концерна, специализирующаяся на предоставлении проектных и инжиниринговых услуг. Данная компания выполняла функции консультанта при строительстве скоростной ж/д магистрали Медина-Мекка в Саудовской Аравии. 453 км пути были построены консорциумом Al Rajhi Alliance, в который вошли CRCC, Al Arrab Contracting Company, Al Suwailem Company и Bouygues. Проект стоимостью 9,8 млрд долларов был реализован за 10 лет и введен в эксплуатацию в сентябре 2018 года. Совсем недавно DB Engineering & Consulting начала разработку Генерального плана развития грузового транспорта в Катаре. Данный проект рассчитан на 32 месяца, в течение которых немецкая компания проанализирует возможности и вызовы для развития грузоперевозок и логистики в Катаре.

Пассажирские проекты

В 2010 году концерн Deutsche Bahn начал новый зарубежный проект. Холдинг приобрел британскую транспортную компанию Arriva. В результате сделки немецкая ж/д группа превратилась в одного из крупнейших игроков на рынке автобусных перевозок. До этого компания оперировала автобусами преимущественно на домашнем рынке, а большинство маршрутов планировалось в связке с расписанием поездов. Приобретение Arriva расширило этот сегмент бизнеса.

В данный момент Arriva работает в 14 странах Европы (Германия в их число не входит). Основной фокус компании - региональные автобусные маршруты, которые субсидируются местными властями. Поезда Arriva курсируют только в 8 государствах Европы (Великобритании, Нидерландах, Дании, Швеции, Португалии, Чехии, Словакии и Польше). Также перевозчик обслуживает трамвайные маршруты в Швеции, возит пассажиров на водных автобусах в Дании, а также предоставляет в аренду велосипеды в Словакии. Доход компании составил 5,4 млрд евро (2018), а ее штат достигает 53 тысяч человек.

Такие масштабы создают для Deutsche Bahn определенные проблемы. Периодически в европейских медиа мелькает информация о финансовых трудностях, которые испытывает Arriva. В связи с этим DB начал подумывать о ее продаже и выходе из этого бизнеса. По информации немецкого информагентства Deutsche Presse-Agentur, Deutsche Bahn планирует провести IPO своей автобусной "дочки". Точная дата пока неизвестна, но, вполне вероятно, что это может состояться уже в этом году.

UALDXZ7PXGBJDG5HMNCK

Помимо перевозок пассажиров поездами и автобусами, DB предоставляет за рубежом и другие транспортные услуги, используя другие виды мобильности. При этом экспансию подобного рода сервиса немецкий концерн осуществляет при помощи партнеров. В частности, DB обладает собственными сервисами по аренде автомобилей, электромобилей и велосипедов. Арендованные авто доступны под брендом Flinkster в Германии, Швейцарии и Италии. Партнером данного сервиса в указанных странах является компания CarDelMar.

В Копенгагене Arriva оперирует другим брендом по аренде автомобилей - DriveNow. Примечательно, что 350 из 500 автомобилей, доступных клиентам, являются электрическими. Данный сервис принадлежит немецкому автопроизводителю BMW, но в Копенгагене он реализуется в партнерстве с Arriva. Кроме того, в двух городах Словакии - Нитре и Жилине - Arriva предоставляет услуги по аренде велосипедов. В Нитре сервис под брендом Arriva Bike функционирует при поддержке местных властей работает уже три года. В Жилине услуга была запущена только весной 2019 года в партнерстве с компанией Kia Motors, поэтому в этом городе используется бренд BikeKIA. Стоит отметить, что внутри Германии DB использует другой бренд для аренды велосипедов - Call a Bike.

В Копенгагене DB участвует в бизнесе по аренде автомобилей DriveNow.

Выводы для Украины

Описанные выше примеры являются лишь вершиной многогранного айсберга под названием Deutsche Bahn. Если говорить об украинском интересе группы, то наш транспортный рынок может быть привлекателен для DB во многих сегментах. Другой вопрос - насколько готова Украина и ее государственные компании к такому интересу. Исходя из практики в других странах, очевидно, что проект будет структурирован на несколько этапов с разной степенью влияния Deutsche Bahn на операционное управление. На первом этапе это может быть диагностика компании с переходом к операционному управлению и даже возможному созданию СП двух ж/д компаний. Разговоры о концессии или вхождении в капитал не имеют оснований - да и что покупать, если в самой УЗ не могут до конца определиться с концепцией реформирования структуры?!

Более реалистичным партнерство между УЗ и DB может быть в двух направлениях " консультирование инфраструктурных проектов и развитие логистических услуг. В этом контексте стоит вспомнить недавние примеры в Грузии и Казахстане. Летом 2018 году DB и Грузинская железная дорога подписали соглашение о партнерстве и развитии логистических решений. Данное соглашение стало очередным достижением компании в продвижении к Черному морю.

Еще более перспективным является совместный проект DB и "Казахстан темир жолы" (КТЖ). Проект по трансформации Казахской ж/д, направленный на улучшение экономических показателей и повышение качества работы, стартовал в 2019 году и рассчитан на два года. В рамках соглашения менеджерская команда КТЖ должна быть усилена 14 специалистами из Германии, задачей которых является уменьшение расходов, увеличение доходной базы и подготовка к возможному IPO в 2020-2022 годах.     

Украине же, со своей стороны, стоит сосредоточиться на подготовке интересных инвестиционных проектов, которые могут стать хорошей базой для развития сотрудничества с немецким ж/д оператором. А не просто ограничиться очередным меморандумом, который так и останется бесполезной бумагой, как и тысячи других, подписанных ранее.

Читайте также Skinest Rail: Как эстонская компания стала ремонтировать локомотивы для Deutsche Bahn