Уже в ближайшее время Украина может сделать первые шаги на пути к рынку частной железнодорожной тяги. Кабинет министров подтвердил озвученные ранее намерения и опубликовал постановление № 1043 "О реализации экспериментального проекта по допуску частных локомотивов к работе на отдельных маршрутах на железнодорожных путях общего пользования". Этим документом предусматривается три этапа реализации проекта допуска частных локомотивов на магистральные пути. На первом этапе МИУ будет разработана вся необходимая документация и определены участки, на которых будет осуществляться проект. Затем будет запущен "пилот", участие в котором примут лишь несколько компаний, а третьим этапом станет оценка результатов пилотного проекта. Если он окажется успешным - на что возлагает надежды большое количество компаний-грузоотправителей - в Украине возникнет существенный спрос на локомотивную тягу.
Заполнить этот вакуум будет непросто, ведь, во-первых, в Министерстве инфраструктуры Украины уже озвучили требование, что на магистральные пути не могут допускаться локомотивы российского производства (что автоматически исключает ряд распространенных моделей локомотивов), а во-вторых, мало кто из представителей бизнеса может станет инвестировать в покупку новых тепловозов и электровозов из-за очень высокой стоимости и сроков поставки. Очевидно, что внутренними ресурсами тут не обойтись.
Опыт Deutsche Bahn и PKP
Внимание частных операторов уже сейчас обращено на те электро- и тепловозы, которые есть на рынке ближнего зарубежья. Недавно в колонке на ЦТС директор по продажам локомотивного хозяйства Skinest Rail Владислав Павлович заявил, что и их компания готова предоставлять локомотивы в аренду под "пилот" с частной тягой. Мы решили разобраться, что из себя представляет эта компания с эстонской пропиской.
Как оказалось, помимо того, что Skinest Rail - самая крупная частная компания, работающая в сфере ж/д транспорта на территории стран Балтии, это еще и бренд, объединяющий компании в 15 странах пространства колеи 1520 и 1435.
Свои первые локомотивы для сдачи в аренду Skinest Rail приобрела в 2001 году. Поэтапно группа компаний ежегодно наращивала парк. Первых клиентов нашли в Эстонии, постепенно бизнес расширился за счет других стран Европы и на сегодня локомотивы "Скинеста" сдаются в аренду во всех странах Балтии, Казахстане, Польше, Германии, Хорватии, Венгрии, РФ и т.д. Со временем расширился и перечень предоставляемых услуг: так после аренды "железа" компания стала предоставлять услугу перевозок, подачи и уборки для ряда своих клиентов. А благодаря наличию собственной ремонтной базы в Латвии (Даугавпилсский локомотиворемонтый завод) переняла на полное сервисное обслуживание собственный локомотивный парк многих клиентов.
К примеру, одним из клиентов Skinest является Deutsche Bahn. Для немецкого ж/д оператора осуществляется ремонт магистральных дизельных локомотивов BR232. Это построенные в 1980-х годах тепловозы производства Луганского тепловозостроительного завода серии ТЭ109 - не новая, но вполне надежная техника, которую в DB рассчитывают эксплуатировать до 2025 года.
Несмотря на наличие собственных мощностей для ремонта, в немецкой железнодорожной компании сочли наиболее выгодным ремонтировать эти тепловозы у Skinest. В результате в течение последних 4 лет группа компаний обеспечила ремонт двух десятков тепловозов для немецкой государственной железнодорожной компании. В Skinest говорят, что сотрудничество с DB начиналось с ремонта дизель-генераторов, но позже переросло в комплексное сотрудничество, включающее в себя: ремонт линейного оборудования, изготовление и поставку запасных частей, ремонты тепловозов, а также постгарантийное обслуживание.
Основной производственный актив Skinest - уже упомянутый Даугавпилсский локомотиворемонтный завод, на котором и проводятся самые масштабные работы, связанные с ремонтом и модернизацией ж/д тяги. Предприятие вошло в состав группы компаний в 2004 году, а в 2014-м - прошло серьезную модернизацию, что и позволило получить аттестацию в Deutsche Bahn. При этом немецкого заказчика не смущает отягощение логистикой в связи с разницей в ширине колеи.
Кроме немецкого ж/д оператора, среди важных партнеров Skinest на пространстве 1435 - компании из Польши, Венгрии, Хорватии. К примеру, в Польше бренд работает с 2008 года. Заказчиками Skinest здесь являются компании группы PKP, Newag, Pesa, CTL, LHS, Orlen, Pol-miedz и многие другие. В парке ж/д операторов страны работают как тепловозы, которые были приобретены у эстонской компании, так и те, которые были взяты в аренду. Часть машин предварительно прошли капитальный ремонт с ремоторизацией и адаптацию для узкой колеи. Вместе с тепловозами предоставляется и полный спектр услуг, включающий ремонты и поставку запчастей. В Skinest уверены, что такая модель работы - покупка, капремонт или модернизация, предоставление гарантии и последующий ремонт локомотивов на собственных мощностях - выгодно отличает их от конкурентов на рынке.
Вагонный бизнес
Помимо тяги, эстонская компания также является крупным собственником ж/д вагонов, которые сдают в аренду. В парке компании их около 10 тысяч. Большую часть составляют нефтеналивные ж/д цистерны для светлых нефтепродуктов (примерно 85%), остальное - платформы, крытые вагоны, фитинговые платформы, цистерны для сжиженного газа, щеповозы.
В Украине в среднем находится в аренде 500 вагонов, уточнили в компании. Организацией текущих ремонтов вагонов здесь также занимается арендодатель - он осуществляется в одном из нескольких депо "Укрзализныци", с которой у компании подписан договор. Что же касается капитальных ремонтов, для этого у Skinest есть собственное депо в городе Валга в Эстонии. Мощности депо позволяют выполнять капремонты в объеме до 1200 вагонов в год. Этим активом компания владеет уже 5 лет.
Есть у группы компаний и еще одно направление бизнеса - выпуск и продажа запчастей. Так, Даугавпилсский локомотиворемонтый завод выпускает более 3000 наименований запасных частей, как для собственных нужд, так и для обеспечения комплектующими своих клиентов.
А кроме того, Skinest Rail является официальным представителем многих заводов-изготовителей ж/д запчастей как на постсоветском пространстве, так и в ЕС.
Читайте также 5 сценариев развития вагоностроения: Европейский опыт