Назначение Славомира Новака на должность главы "Укравтодора" вызвало неоднозначную реакцию, как в Украине, так и в Польше. Многие поляки знают Славомира Новака как политика, засветившегося в нескольких скандалах. Но в его карьере были и достижения, которые он может смело заносить в свой актив. Чем же отличился Славомир Новак до того, как переехать в Украину?
Политолог-практик
Прежде всего, Славомир Новак является успешным политиком, который сделал карьеру от рядового члена партии до главы регионального подразделения, а затем депутата Сейма и министра. Знакомство Новака с политикой началось еще в 15 лет. На выборах 1989 года он расклеивал плакаты "Солидарности". После школы поступил в Гданьский университет, где изучал политологию. Еще в студенческие годы он увлекся политикой.
Политическую карьеру Славомир Новак начал в 19 лет, когда вступил в Либерально-Демократический Конгресс, главой которого был Дональд Туск, также родом из Гданьска. В дальнейшем политическая карьера Новака шла бок о бок с Туском и политической силой, в которой тот состоял. Так, в 1994 году Либерально-Демократический Конгресс объединился с Демократическим Союзом, который возглавлял Тадеуш Мазовецки, первый демократический премьер-министр Польши. В результате слияния возник "Союз Свободы". В рамках данной партии Славомир Новак возглавлял молодежную организацию "Молодые демократы". В 2001 году "Союз Свободы" стал соучредителем "Гражданской платформы". В 2004 году Славомир Новак становится депутатом польского Сейма от этой партии.
Параллельно с политикой Новак занимался рекламным бизнесом.
В Сейме Новак также продвинулся по карьерной лестнице – от депутата до заместителя председателя фракции "Гражданская платформа". Позднее, в 2010 году, он возглавил региональное подразделение партии в Поморском регионе. Вершиной политической карьеры Новака стала должность госсекретаря в Канцелярии президента Бронислава Коморовского (2010 – 2011 гг) и министра транспорта, строительства и морского судоходства (2011 – 2013 гг).
Примечательно, что параллельно с политикой Новак занимался также и рекламным бизнесом. В 1994 году он основал рекламное агентство Signum Promotion. Позже он возглавил его лично.
Строитель-реформатор
В ноябре 2011 года Славомир Новак был назначен на должность министра транспорта, строительства и судоходства. В этом статусе он пробыл два года, до ноября 2013 года. За эти два года он успел сделать ряд новшеств.
Во-первых, его команда разработала и внедрила в сентябре 2013 года программу ипотечного кредитования для молодежи "Жилье для молодежи". Суть программы сводится к льготному кредитованию молодых семей или молодых людей без семьи. Кредит на покупку квартиры площадью до 75 кв. м (85 кв. м для многодетных семей) или дома площадью до 100 кв. м выдается на 15 лет. При этом государство погашает 10% от суммы кредита, для семьи с одним или двумя детьми – то 15%, для многодетных семей – 20%. Эта программа действует до сих пор. Сейчас годовой объем ее финансирования превышает 1,5 млрд злотых.
В ж/д сфере Славомиру Новаку выпала честь запустить процесс приватизации государственных компаний отрасли.
В ж/д сфере Славомиру Новаку выпала честь запустить процесс приватизации государственных компаний отрасли. 30 октября 2013 года на Варшавской бирже состоялся дебют грузового ж/д перевозчика PKP Cargo. Торги оказались успешными. Стоимость выросла с 68 до 82 злотых. В результате за 49,7% акций ж/д компания получила 1,4 млрд злотых (около 330 млн евро). "Наступил исторический момент – впервые железнодорожная транспортная компания в Европе выходит на биржу. Поскольку символом кризиса является обвал стоимости компаний, то знаком выхода из кризиса – такие успешные дебюты", – говорил Славомир Новак. Помимо PKP Cargo, на биржу планировалось вывести ряд других "дочек" группы PKP – PKP Intercity, PKP Energetyka, PKP Informatyka, TK Telecom. Правда, эти намерения Новаку не удалось осуществить. Этот вопрос остается открытым и по сей день.
Помимо приватизации, при Новаке в Польше велась активная работа по запуску скоростного ж/д движения. В 2011 году PKP Intercity купила у французской Alstom 20 поездов Pendolino. Летом 2013 года начались испытания первого поезда на польском ж/д полотне. Регулярное скоростное сообщение запустили через год после отставки Новака – в декабре 2014 года.
В дорожной сфере Славомиру Новаку тоже есть чем похвалится. Через несколько месяцев после его отставки эксперты подсчитали, что за время его каденции было построено самое большое количество автомагистралей и скоростных дорог – более 850 км, плюс подписаны контракты на строительство 94 км. Основные участки были возведены в рамках прокладки автомагистралей А1 (Гданьск – Лодзь – Катовице – Чехия) и А2 (Германия – Познань – Лодзь – Варшава – Беларусь). Однако критики и политические оппоненты указывают на то, что значительная часть дорог была построена по контрактам, подписанным предшественником Новака – Цезары Грабарчиком (780 км). Отметим, что на конец 2013 года в Польше насчитывалось более 2,7 тыс. км автомагистралей и скоростных дорог.
За время министерской каденции Новака было построено самое большое количество автомагистралей и скоростных дорог – более 850 км.
Помимо строительства, Новак серьезно занялся безопасностью на польских дорогах. Уровень смертности на дорогах был очень высоким - в 2011 году на 1 млн жителей гибло 110 человек, в среднем по ЕС этот показатель равен 60. Основные причины – езда в нетрезвом виде и превышение скорости. С этими проблемами Министерство транспорта совместно с МВД боролось усилением штрафов и контроля. Эти и другие меры были прописаны в Национальной программе по безопасности дорожного движения на 2013 – 2020 гг, принятой в июне 2013 года.
Лоббист Гданьска
Перечисленными фактами достижения Славомира Новака не ограничиваются. Однако далее пойдет речь о родном городе экс-министра – Гданьске. В его каденцию малая родина получила два важных подарка. Первый – это возведение второго терминала (T2) в аэропорту Гданьск, открывшегося в апреле 2012 года. Объект строился в рамках подготовки к Евро-2012. Сумма инвестиций составила порядка 248 млн злотых, из них 87 млн злотых были выделены ЕС. Новый терминал позволяет аэропорту наращивать пассажиропоток – с 2,5 млн в 2011 году до 3,7 млн человек в 2015 году.
И второй – строительство Поморской городской железной дороги (Pomorska Kolej Metropolitalna, PKM), которая улучшила ж/д сообщение между городами агломерации Труймясто (Гданьск, Гдыня, Сопот). Основателем предприятия выступило Поморское воеводство. В июле 2013 года началось официальное строительство железной дороги протяженностью 18 км. Стоимость работ 716 млн злотых. В сентябре 2015 года PKM начала функционировать. За год деятельности услугами железной дороги воспользовалось более 2 млн пассажиров. Важным элементом нового участка является сообщение с аэропортом Гданьск.
Не обошлось и без продвижения инвестиций в порт Гданьск. Славомир Новак был активным сторонником строительства нефтяного терминала в Гданьске. В результате долгих переговоров и отборов, в апреле 2013 года между PERN Pryzjazn, государственным оператором трубопроводов в Польше, и IDS-BUD, стратегическим инвестором проекта, было подписано соглашение о строительстве терминала стоимостью 826 млн злотых (более 255 млн долларов). Строительство самого объекта началось в марте 2014 года, а введение в эксплуатацию состоялось в июне 2015 года. Новый терминал рассчитан на перевалку 400 тыс. тонн нефти и 300 тыс. тонн нефтепродуктов и химикатов.
"Господин Тик-Так"
Огромную "славу" Славомир Новак получил из-за так называемого "часового скандала". Если раньше в медиа и политических кругах у него было прозвище "Бельмондо" (из-за приятной внешности), то после скандала его окрестили "Господин Тик-Так". Так называлась детская кукольная программа, выходившая на экранах польского ТВ в 1982-1999 годах. После скандала это словосочетание приобрело в Польше совсем иной смысл. В чем же провинился Славомир Новак?
Весной 2013 года журналисты заметили у Славомира Новака дорогие швейцарские часы Ulysse Nardin, стоимость которых составляла от 11 до 15 тыс. злотых. Вначале политик заявил, что эти часы одолжил у друга-бизнесмена, затем выдвинул новую версию – подарок жены на его 35-летие в 2009 году. После обвинений прокуратура обнаружила, что часы были куплены коллегой Новака в 2011 году. Уличенный в публичной лжи, Новак подал в отставку. Однако проверка его налоговых деклараций продолжалась и после ухода из правительства. В ноябре 2014 года Варшавский суд оштрафовал Новака на 20 тыс. злотых за сокрытие часов в декларации. Год спустя суд второй инстанции отменил это решение, и экс-министр был оправдан.
"Часовой скандал" поставил под удар и семью Новака. Прокуратура начала проверку деятельности жены экс-министра Моники. В результате Славомир Новак стал участником второго скандала, связанного с незаконным прослушиванием польских политиков. Летом 2014 года еженедельник Wprost опубликовал эти записи. Среди них был и разговор Славомира Новака с тогдашним замминистром финансов Анджеем Парафиановичем по поводу налоговых проверок его жены. Отметим, что публикация записей была направлена на дискредитацию кабинета Дональда Туска, которому Сейм выразил недоверие в июне 2014 года. Славомир Новак не занимал официальных должностей, однако подал заявление на выход из партии "Гражданская платформа".
Осведомленные источники говорят, что одной из амбиций Новака в Украине является восстановление своего реноме высококвалифицированного менеджера, желание доказать соотечественникам, что "часовой скандал" – это эпизод, который уже в прошлом. Время покажет!
Читайте также 100 дней Войцеха Балчуна: амбициозные обещания и скромные деяния