О том, что железной дорогой страны будет руководить поляк, ранее возглавлявший PKP Cargо, стало известно еще в середине апреля. Трудовому коллективу Войцех Балчун был представлен через месяц - 16 мая. Вместе с тем, контракт с ним был подписан только 6 июня. То есть фактически, официальным днем отсчета работы польского менеджера можно считать именно дату подписания контракта.
Сегодня в адрес Войцеха Балчуна слышно много критики. Все ожидали, что менеджер, которому наше правительство утвердило невероятных размеров зарплату, должен прийти и в течение нескольких месяцев показать quick wins. Однако о значительном количестве побед пока что говорить не приходится. Были подписаны меморандумы с иностранными производителями подвижного состава, повышены заработные платы железнодорожникам. На этом, пожалуй, все. Остальное - это громкие заявления, которые Войцех Балчун обещает реализовать за первые полгода, год или три. Понимая, что 100 дней работы для структурных изменений в отрасли, которая формировалась десятилетиями - это критично мало, мы публикуем основные заявления Войцеха Балчуна, которые могут стать первыми шагами к этим изменениям.
Амбициозные обещания
Снижение уровня коррупции на 90% Войцех Балчун считает своей основной целью на ближайшие полгода работы. В частности, он пообещал внедрить прозрачные тендерные процедуры. "Существенное изменение подходов – спецификации тендеров, которые готовятся под реализацию проектов, должны давать как можно более рыночные предложения", - писал менеджер на своей странице в Фейсбук.
Повышение удовлетворенности пассажиров на 20% - еще одна амбициозная цель поляка. По его словам, подготовлены и в ближайшее время начнут внедряться принципы плана возобновления нормальной деятельности в сфере пассажирских перевозок: от элементарной чистоты поездов – до существенного повышения качества обслуживания путешествующих.
Обязательство сэкономить предприятию 7 млрд грн за первый год работы в компании. Об этом сообщал премьер-министр Владимир Гройсман во время часа вопросов к правительству в Верховной Раде, комментируя высокую зарплату Балчуна. "Укразлизныця" много десятилетий была кормушкой тех, кто сидел на ней. Оттуда утекали миллиарды! Не сотни тысяч, а миллиарды. Десятилетиями. Амбициозный план нового руководителя говорит, что мы сэкономим за первый год работы менеджмента не менее 7 млрд гривен", - заявлял Гройсман.
Привлечение 1 млрд долл инвестиций - такие средства по словам Войцеха Балчуна необходимы для развития железнодорожного транспорта Украины в ближайшие 2-3 года. Если говорить о более далекой перспективе, то потребность составляет 10 млрд долл. Войцех Балчун отметил, что около 88% локомотивов уже достигли конечного срока эксплуатации, 3,1 тыс. км колеи требуют ремонта и модернизации, а более 7 тыс. км колеи - постоянного технического обслуживания.
Создание UZ Cargo International запланировано в течение полугода. На этом Войцех Балчун акцентирован внимание еще в конце июля. Грузовой филиал – UZ Cargo International будет иметь два подразделения: "запад" и "восток". “Первое будет курировать нашу деятельность в Западной Европе. Мы планируем распространить экспедиторские услуги на соседние страны, будем получать лицензии для перевозок в западном направлении. "Восточное" подразделение сосредоточится на сотрудничестве с Грузией, Азербайджаном, Турцией, Ираном. Мы должны использовать паромы, которые у нас есть, для перевозок на Черном море", - заявлял Войцех Балчун.
Укрзализныця International - это мечта поляка. Балчун отмечал, что для него самым важным вопросом является то, чтобы "Укрзализныця" стала эффективным бизнес-игроком, который будет конкурентоспособен вести активную политику не только в Украине, но также и за пределами страны. Потому что конкуренция за перевозку товаров и пассажиров происходит не только на уровне отдельных государств, эта конкуренция происходит на уровне мировой транспортной системы, и транспортные пути проходят через разные страны и вертикально, и горизонтально, и т.д. Нужно это использовать с пользой для нас. “Моей мечтой является, чтобы я когда-то мог сказать, что у нас "Укрзализныця International", - говорил руководитель УЗ.
Изменение железнодорожных тарифов по мнению Балчуна позволит создать более прозрачную систему тарифов. Какие именно произойдут изменения, менеджер не уточнил, но на рынке уже давно ведутся разговоры о том, что классовость и коэффициенты не играют на руку не только грузоотправителям, но и самой УЗ. По словам поляка UZ Cargo International, которая будет создана для работы в Европе, сосредоточится на построении прямых отношений с клиентами без посредников. Кроме того, что касается тарифов на грузовые перевозки, готовится соответствующее предложение об их повышении. "Есть индексационный механизм, который стандартно работает каждый год. Но, конечно, мы хотим немного изменить структуру тарифа. Ведь есть определенные различия между высокими и низкими позициями в тарифной сетке", — заявил руководитель УЗ.
Электрификация участка Долинская-Николаев будет совместным проектом с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ), начало реализации которого намечено до конца 2016 г. "Проводится электрификация на линии Долинская-Николаев и там у нас готовится инвестиционный проект. Мы провели переговоры с Европейским инвестиционным банком, который будет финансировать эту инвестицию, и мы запустим этот проект уже в текущем году", - отмечал Балчун.
Мобильное приложение для смартфонов, через которое пассажиры смогут покупать билеты, планируется запустить уже в этом году. "Мы хотим разработать мобильное приложение для смартфонов с возможностью покупки билетов. Это цель на текущий год. Возможно, технически не удастся реализовать это в полной мере, но такое приложение будет запущено уже в этом году", - отметил Балчун. Он также добавил, что компания планирует развивать сеть терминалов самообслуживания по продаже билетов.
Смотрите также инфографику 100 дней Войцеха Балчуна в "Укрзализныце"
Скромные деяния
Вместе с тем, первые 100 дней "правления" Войцеха Балчуна запомнились не только громкими заявлениями и обещаниями, но и делами, хоть их было не так и много.
В первую очередь, подписание меморандума с Bombardier о создании совместного предприятия, которое будет заниматься производством локомотивов. Ранее в интервью ЦТС в компании Bombardier уже отмечали свою заинтересованность в потенциале украинского рынка для поставок подвижного состава и железнодорожного контроля. Согласно меморандуму производство будет осуществляться на базе украинских предприятий. Кроме того, менеджер УЗ выразил надежду, что подобные соглашения будут подписаны также и со всеми отечественными производителями.
Кроме Bombardier, Войцех Балчун подписал также меморандум с General Electric о сотрудничестве. В компании прогнозируют, что при наличии финансирования темпы модернизации украинских локомотивов могут составить около полусотни единиц в год. Вслед за подписанием меморандума, УЗ договорилась с General Electric о передаче американской компанией локомотива для демонстрационного использования на украинских железных дорогах. Локомотив, предназначен для тестирования на линии Долинская - Николаев.
УЗ нацелена на сотрудничество не только с иностранными компаниями, чему свидетельствовало заключение контракта с Крюковским вагоностроительным заводом на покупку в 2016 году 21 пассажирского вагона. Однако позже КВСЗ обратился к заказчику торгов с просьбой внести изменения в тендерную документацию в части установленного срока поставки. Согласно информации на портале ProZorro, КВСЗ отмечает, что установленные сроки поставки поездов (в течение 2016 года) не может выполнить ни один производитель железнодорожного подвижного состава.
Еще одним решением принятым Войцехом Балчуном было повышение окладов железнодорожникам на 20-25%. На этом настаивали профсоюзы еще до прихода поляка в правление. После подписания меморандума - решение не заставило себя ждать. Приказ о соответствующем повышении вступил в силу с 1 июля 2016 года.
Читайте также Дело не только в деньгах: Войцех Балчун о том, почему согласился руководить УЗ