В пятницу стало известно, что министр инфраструктуры Владислав Криклий написал заявление об отставке. Сам министр не прокомментировал ЦТС причины такого решения, а вот в Офисе президента заявили, что Мининфраструктуры допустило "просчеты в управлении отраслью", в частности, в сфере железнодорожного транспорта. Если дело действительно в "просчетах", то заметили их в ОП не сразу, ведь Владислав Криклий до сегодняшнего дня оставался одним из "долгожителей" в правительстве, возглавляя транспортное ведомство с осени 2019 года.

Как бы там ни было, сегодня на 16:00 созвано внеочередное заседание Верховной Рады, на повестке дня которого будет стоять три кадровых вопроса, включая и увольнение с должности министра инфраструктуры.

А еще накануне, вечером 17 мая, пропрезидентская парламентская фракция "Слуга народа" приняла решение о поддержке на должность министра Александра Кубракова, нынешнего главы "Укравтодора".

Какими бы в итоге не оказались принятые кадровые решения, ЦТС расспросил у представителей бизнеса, что не устраивает в работе Владислава Криклия и каковы ожидания рынка от его приемника.

Евгений Дыхне, президент авиакомпании "Международные авиалинии Украины"

Могу с горестью констатировать, что авиационной отрасли ни один министр инфраструктуры не уделял надлежащего внимания с тем, чтоб использовать хабовый потенциал и выгодное географическое расположение нашей страны на карте мира. В конечном счете, это привело к тому, что в прошлом кризисном году Турецкие авиалинии осуществили самое большое количество взлет-посадок в Украине. Это свидетельствует не только о правильном авиационном патриотизме турецкого государства по отношению к своему национальному перевозчику, но и полной индифферентности нашего к проблемам украинских перевозчиков. 

Вряд ли накопившиеся в отрасли проблемы можно связывать исключительно с личностью министра Криклия. Некоторые положительные вещи были инициированы при нем в стенах ведомства, однако, их реализация находится на разных стадиях - освобождение от НДС внутренних авиаперевозок; создание Национального регулятора тарифов на транспорте; поддержка субъектов авиационной отрасли, пострадавших от пандемии COVID-19; компенсация авиаперевозчикам вывоза пассажиров чартерными рейсами во время весеннего локдауна 2020 года; создание Фонда развития инфраструктуры аэропортов и т.д. Ни один из этих проектов, к сожалению, не завершен.

От нового министра и его команды у нас, не побоюсь высказаться от имени всего авиационного украинского сообщества, есть одно ожидание - хотя бы один раз быть приглашёнными за стол переговоров относительно проблем и стратегических планов развития авиации в Украине. Также мы ожидаем, что новый руководитель профильного ведомства не будет предпринимать действий, направленных на ещё большее ухудшение положения украинских перевозчиков в сравнении со своими западными коллегами. В частности, поддержит отмену акциза на топливо и откажется от повышения ставок на аэронавигацию.

Дмитрий Сероухов, генеральный директор SkyUp Airlines

В кризисе, который начался с 2020 года, авиационная отрасль пострадала больше других отраслей. На сегодня в Украине в сфере авиации остаются все те же вопросы, требующие решения на государственном уровне: это отмена НДС и акциза на топливо, предоставление налоговых каникул и/или других налоговых льгот, финансовая поддержка авиаперевозчиков для сохранения их мощностей и команд.

Владислав Ильин, коммерческий директор аэропорта Харьков

От нового руководства министерства авиационная отрасль ожидает, в первую очередь, отмены НДС на внутренние рейсы. Это позитивно отразится на динамике развития внутренних перевозок и воздушных гаваней. 

Владимир Гусак, генеральный директор Федерации работодателей транспорта Украины

Наше главное ожидание от нового министра - то, что МИУ наконец-то обратит внимание на ситуацию с УЗ. В частности, будет выполнено решение Временной следственной комиссии Верховной Рады по УЗ о признании неудовлетворительной работы наблюдательного совета (НС) УЗ и начат поиск компетентных людей, которые способны эффективно управлять государственным железнодорожным активом Украины. Ситуация с НС уже становится критичной. Большинство членов текущего состава НС работают три года. За это время у нас уже четвертый глава правления УЗ и третий министр инфраструктуры. И это понятно, потому что ситуация на железной дороге только ухудшается. Но НС УЗ вроде как не при чем. Поэтому надеемся, что при новом министре решение комиссии ВР будет выполнено и качество корпоративного управления УЗ станет лучше.

Второе - рассчитываем, что при новом министре МИУ пересмотрит свой проект приказа о запрете использования вагонов с продленным скором эксплуатации и учтет пожелания бизнеса. И мы не получим массового списания вагонов, которое ударит по всей экономики Украины.

Министр проработал почти два года, что довольно длительный срок для Украины. Много вопросов вызывает ситуация по УЗ, поскольку МИУ - основной орган, который управляет компанией.

Из позитивного можно отметить, что МИУ при Криклие понимало экономическую ситуацию. Особенно, в 2020 году, когда экономика оказалась в серьезном кризисе из-за-пандемии, было понимание, что любые повышения тарифов госмонополий могут только добить экономику. И этот период мы пока прошли без повышения ж/д тарифов. И мы ожидаем, что эта тенденция продолжится по крайней мере в 2021 году.

Владимир Мезенцев, генеральный директор "Лемтранс"

Одной из сверхзадач является реформирование ж/д отрасли и создание полноценного конкурентного рынка. Это, безусловно, очень сложная реформа, которая требует наличия профессионализма и ресурсов. На сегодняшний день на рынке ж/д перевозок нет равных условий для ведения бизнеса.

Ожидаем принятия Закона "О железнодорожном транспорте", который фактически закладывает основы реформирования отрасли и формирует новые правила игры на рынке. Важно четко определить, какие направления развивает государство, какие - можно и даже нужно отдать частным компаниям.

Ожидаем продолжения реализации пилотного проекта по частной тяге. Мы уверены, инвестор будет вкладывать средства только в прозрачный рынок с понятной программой развития. Кроме того, Украина нуждается в крупных инфраструктурных проектах.

Александр Ткачук, директор компании "Квадро Центр"

Кроме "принудительного", во исполнение указа президента, запуска эксперимента с частной тягой министр не выделился активными действиями. Наоборот, игнорирование железнодорожной отрасли путем избегания решения вопросов тарифной политики, провал в коммуникациях по подготовке, разработке и публикации проектов нормативно-правовых актов, которые отвечали бы современным вызовам железнодорожной отрасли, утверждение структуры украинской железной дороги без согласования наблюдательного совета, провал в коммуникациях по назначению и увольнения руководителей отрасли внесли свой вклад в сегодняшнее состояние отрасли. 

От нового министра ожидаю внимания к железнодорожной отрасли. Как свидетельствует история, именно министры, которые уделяли повышенное внимание железной дороге, считались успешными. И наоборот, проблемы железнодорожной отрасли являются наиболее распространенной причиной отставки предшественников (кроме случаев смены власти).Надеюсь, что новый министр будет реально внедрять последовательную политику реформирования железнодорожной отрасли.

Во-вторых, рассчитываю, что Министерство инфраструктуры станет реальным лоббистом интересов украинской железной дороги.

В-третьих, будет обеспечена надлежащая коммуникация с общественностью и бизнесом по решению текущих и стратегических вопросов железнодорожной отрасли.

Ксения Пидручная, исполнительный директор "Ассоциации морских агентств Украины"

Работу Криклия оцениваю крайне негативно. Есть приоритеты, а есть вещи, которые просто нужно делать. Так вот, Криклий не справлялся ни с тем, ни с другим. Фактически, портовая отрасль просто потеряла два года времени. И это очень большая потеря, если учитывать темпы развития водного транспорта и изменений рынков в конкурирующих странах.

Чтобы как-то формировать свои ожидания по отношению к новому министру, нужно понимать, кто будет в его команде, и вооружены ли эти люди мотивацией, знаниями и навыками для того, чтобы решать проблемы транспортной сферы.

Шота Хаджишвили, основатель компании Risoil S.A.

В работе Владислава Криклия все не устраивало. От нового министра ожидаю реальных реформ, а не деклараций.

Виктор Довгань, замминистра инфраструктуры (2016-2019), советник Проекта ЕС

Что касается наиболее актуальных задач министерства, то помимо проблем ж/д, это и поиск средств для дорожного строительства - Дорожный фонд нуждается в дополнительных источниках финансирования с учетом масштабных инфраструктурных проектов.

В международных автомобильных перевозках наиболее острой остается проблема с уменьшением годовой квоты польских разрешений с 200 000 до 160 000, поэтому, возможно, придется готовиться к арбитражу с Еврокомиссией.

В авиационной сфере нужно наконец подписать Соглашение об открытом небе с ЕС и начать выводить авиационную отрасль из кризиса, обусловленного пандемией Covid-19, - отменить НДС на внутренние авиаперевозки и направлять акциз на авиатопливо для восстановления взлетно-посадочных полос в аэропортах.

Читайте также Не прошло и полгода: Почему Владимир Жмак больше не возглавляет "Укрзализныцю"