Сегодня, 30 сентября, на заседании Кабинета министров была принята долгожданная программа деятельности правительства. Наконец, стало понятно, какие приоритеты ставит перед собой Кабинет премьера Алексея Гончарука. Один из блоков программы посвящен транспорту и инфраструкутре.

Какие основные задачи ставит КМУ перед профильным министерством?

 Железная дорога

Для повышения качества железнодорожных услуг планируют создать открытый и конкурентный рынок ж/д перевозок. Также заявляется об обеспечении равноправного доступа к железнодорожной инфраструктуре и справедливой конкуренции между перевозчиками.

Как уже неоднократно анонсировалось ранее, "Укрзализныцю" планируют разделить на трех операторов: инфраструктуры, пассажирских и грузовых перевозок. Сама УЗ станет публичной (будет осуществлено первичное публичное размещение акций украинских железнодорожных компаний на международных биржах).

Значительное внимание хотят уделить ремонту подвижного состава. За 5 лет должно быть обновлено 200 локомотивов, 800 пассажирских вагонов, 10 электропоездов "Интерсити". Также заявляется, что будет отремонтировано и обновлено 5000 км железнодорожной инфраструктуры.

Что касается пассажирских перевозок, то, согласно программе, будут внедрены системы управления качеством пассажирских перевозок и мониторинг их осуществления в соответствии со стандартами ЕС.

С помощью механизмов ГЧП намерены модернизировать ж/д вокзалы. В частности, речь о вокзалах Киева, Николаева и Запорожья.

Показателями эффективности деятельности в сфере ж/д транспорта будет то, что средняя безопасная скорость движения поездов должна быть увеличена минимум на 10%, а количество аварийных инцидентов на железной дороге снизится на 30%.

Автодороги и автотранспорт

Кабмин планирует отремонтировать за ближайшие 5 лет 24 тыс. км автодорог общего пользования государственного значения, что составляет более 50% общей протяженности дорог госзначения.

Кроме того, ожидается, что будут реализованы первые проекты платных и концессионных дорог.

Будет внедрена система контроля качества строительства автодорог, а также их безопасности на основе европейских практик.

Защита дорог от разрушения будет обеспечиваться в том числе автоматическими средствами габаритно-весового контроля WIM (Weigh-in-Motion), которых планируется установить не менее 150.

С целью повышения уровня безопасности дорожного движения, планируется, что будет усовершенствована система управления предотвращения ДТП, повышен уровень безопасности перевозки пассажиров и грузов, повышен уровень безопасности транспортных средств и внедрена действенная система контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (в том числе через внедрение системы автоматической фиксации нарушений в сфере безопасности дорожного движения).

Показателями эффективности деятельности МИУ в дорожной сфере будут уменьшение средних затрат времени в пути для пассажирских и грузовых перевозок на 10% и снижение уровня аварийности на 30%.

Водный транспорт и порты

Для эффективной работы предприятий морской и речной отраслей заявляется о строительстве и модернизации не менее 15 глубоководных причалов с допустимой осадкой от 15 метров (на сегодня функционируют 5 таких причалов), капитальный ремонт шлюзов.

Планируется, что будет создан конкурентный и эффективный рынок с прозрачными условиями для качественной работы портовых операторов, производителей продукции, перевозчиков и судовладельцев.

Обещают установить единые национальные правила и требования для торгового и рыболовного флота, в соответствии с международным законодательством.

В правительстве рассчитывают, что указанные меры будут способствовать росту на 30% производства продукции отечественных судостроительных предприятий.

Будет усовершенствована система реагирования на загрязнение морских вод, обеспечена работа национальной системы неотложной и эффективной борьбы с событиями, которые приводят к загрязнению моря или береговой полосы нефтью.

"В результате мы ожидаем экономию для грузовладельцев от переориентации перевозок на внутренние водные пути более чем на 50 млн долл.  за 5 лет", - заявляют в Кабмине.

Показателями эффективности будут рост объема перевозок пассажиров водным транспортом не менее, чем в 2 раза (с 19,1 тыс. до 38 тыс.), а также рост объема перевалки морских портов на 10% (с 135 млн т до 148,5 млн т), в 2 раза должны увеличиться объемы грузоперевозок по внутренним водным путям (с 10 млн т - до 20 млн. т).

Авиация

Правительство намерено развивать сеть "качественных" аэропортов, в том числе посредством инструмента концессии.

"Мы обеспечим граждан и бизнес удобными, доступными и безопасными услугами авиационного транспорта, с этой целью будет поддержана модернизация региональных аэропортов, внедрение новых внутренних и международных рейсов, упрощение доступа на рынок услуг по наземному обслуживанию", - анонсируют в правительстве.

Также здесь намерены увеличить долю лоукостеров в пассажирских авиаперевозках с 38% до 63%. Планируется привлечение новых авиакомпаний, что должно способствовать снижению цен на авиаперелеты.

Будет реализована Государственная программа по безопасности полетов, открыто представительство в ICAO и обеспечено членство в EASA. В результате должно увеличиться количество субъектов авиационной деятельности, сертифицированных по требованиям авиационных правил, соответствующих нормам ЕС, до 75% (существующий уровень - 25%), что будет способствовать развитию конкуренции.

Среди показателей эффективности такой достаточно абстрактный, как приближение средней стоимости билета до среднеевропейского показателя. Но есть и более конкретные: рост пассажиропотока на 60% (сдо 32 млн. пасс. в год); рост грузопотока на 20% (до 112 тыс. т в год); рост авиационной мобильности населения на 10%.

Почта

В сфере почтовой логистики программой предусмотрено внедрение единых правил и условий предоставления почтовых услуг.

Планируется, что для обеспечения доступности почтовых услуг в отдаленных населенных пунктах будут развиваться мобильные почтовые отделения: их количество будет увеличено в 3,8 раза (со 130 до 500 единиц). "Укрпошта" также будет привлечена к оказанию финансовых (банковских) и других услуг, требующих работы с широкой клиентской базой. В правительстве рассчитывают, что это будет способствовать интеграции жителей мелких и отдаленных населенных пунктов в экономическую жизнь и сделает более доступными публичные сервисы.

Показатели эффективности: планируется увеличить количество отделений на 20% (с 20 тыс. до 24 тыс. точек присутствия почтовых операторов) с фокусом на отдаленные населенные пункты. Повысить индекс лояльности клиентов на 30%  - с +14% до +44%.

Читайте также Все "за", но с оговорками: Бизнес и власть оценили новый законопроект о ж/д транспорте