Министерство инфраструктуры Украины в начале июня опубликовало проект приказа о внесении изменений в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по перевозке пассажиров, опасных грузов и багажа речным и морским транспортом. Проектом документа предполагается, что портовые операторы, которые работают с опасными видами грузов, должны получить лицензию на осуществление соответствующей хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке опасных грузов морским транспортом.

В пояснительной записке сказано, что такая инициатива была выдвинута в связи с тем, что согласно Закону Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» лицензированию подлежит вид деятельности связанный с предоставлением услуг по перевозке пассажиров, опасных грузов, грузов речным и морским видами транспорта. В записке объясняется, что перевозка опасных грузов – это деятельность, связанная с перемещением таких грузов от места их изготовления или хранения к месту назначения с подготовкой самого груза, тары, транспортных средств и экипажа, приемом груза, осуществлением грузовых операций и краткосрочным хранением грузов на всех этапах перемещения. Таким образов, Мининфраструктуры определило, что стивидорные компании, в случае принятия приказа, обязаны будут получить соответствующую лицензию.

«С целью приведения Лицензионных условии осуществления хозяйственной деятельности с предоставлением услуг по перевозке пассажиров, опасных грузов и багажа речным и морским транспортом утвержденных приказом Мининфраструктуры от 26.07.2013 №524 зарегистрированного в Минюстиции 13.08.2013 по №1386/23918 в соответствие к требованиям действующего законодательства, в частности к указанным нормам, Мининфраструктуры разработан проект Приказа», - сказано в ответе Мининфраструктуры на запрос ЦТС со ссылкой на первого заместителя Мининфраструктуры Александра Малина.

Мнения юристов Стоит отметить, что ранее перевалка опасных грузов никогда не подлежала лицензированию. Руководитель практики морского права юридической фирмы «АНК», адвокат Артем Волков объясняет, что специальный список опасных веществ ООН включает более трех тысяч наименований, которые разбиты на 13 классов исходя из видов опасностей (взрывоопасность, огнеопасность, ядовитость, едкость, радиоактивность, окисление). Поэтому, так или иначе, с перевалкой опасных грузов время от времени сталкивается практически каждая стивидорная компания. «Эта инициатива Министерства инфраструктуры затронет весь рынок стивидорных услуг, и создаст дополнительные барьеры для ведения бизнеса в Украине», - считает Артем Волков. Кроме того, по его мнению, лицензирование является одним из инструментов регулирования бизнеса (наряду с регулированием тарифов, сертификацией и квотированием). В этой связи непонятно, как сочетается эта инициатива Министерства инфраструктуры с инициативами Кабинета Министров и Администрации Президента, направленными на дерегуляцию экономики.

C перевалкой опасных грузов время от времени сталкивается практически каждая стивидорная компания.

Юристы фирмы Interlegal считают, что данная инициатива не затронет стивидорные компании, поскольку они занимаются оказанием услуг и выполнением работ, связанных с погрузкой и разгрузкой судов в портах, и только. Если же стивидорная компания занимается еще и перевозками, то у нее возникают большие проблемы, связанные с получением соответствующей лицензии и соблюдением лицензионных условий. Поэтому, по мнению юристов фирмы  Interlegal в первую очередь проблемы возникнут у перевозчиков и экспедиторских компаний.

Рынок против Одна из ведущих организаций международного бизнеса в Украине – Европейская бизнес ассоциация обеспокоенная возможностью принятия проекта документа. Об этом свидетельствует письмо ЕБА направленно в адрес профильных министерств и ведомств, копия которого находится в распоряжении ЦТС.  В письме ЕБА прочит не поддерживать проект приказа и провести встречи с участием членов ассоциации для обсуждения этого вопроса. Представители ассоциации считают, что перед принятием документа необходимо провести глубокий анализ последствий деятельности по выполнению погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов без лицензирования, а также того, как именно угрожает безопасности на морском и речном транспорте.

Обеспокоены также и непосредственные участники рынка – портовые операторы. Среди них, компания ГПК Украина, которая оперирует в одесском порту контейнерным терминалом, стивидорная компания «Новолог» и «Олимпекс Купе Интернешнл». Все эти компании считают, что эта инициатива не соответствует курсу, направленному на дерегуляцию экономики и ослабления административного давления на бизнес, заявленного правительством.

«Стивидорный рынок сейчас переживает далеко не лучшие времена и ужесточение регуляторных норм может вызвать еще большее падение грузопотока, тем более, что химические грузы и без того являются лидерами падения. Так по данным ЦТС-Консалтинг за семь месяцев текущего года перевалка химических удобрений упала на 33%, остальных химических грузов – на 14 процентов. "На фоне охлаждения экономики, властям стоило бы наоборот думать, как стимулировать перевалку в этом и других сегментах грузов, а они наоборот ужесточают административный контроль", - резюмирует эксперт Центра транспортных стратегий Андрей Исаев.

Операторы рынка и регуляторы сходятся во мнении, что такая инициатива создаст дополнительные барьеры для ведения бизнеса, поскольку увеличение количества разрешительных документов приведет к дополнительной бюрократии, что противоречит положению Программы деятельности Кабинета Министров Украины. 4 сентября Госслужба по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства отказала данной инициативе министерства  в согласовании, сославшись на отсутствие достаточного обоснования необходимости введения дополнительного лицензирования и разъяснения конкретных действий органов власти для внедрения такого регуляторного акта, а также указав, что это противоречит госполитике направленной на минимизацию разрешительных документов. В ведомстве также считают, что в случае если разработчик в будущем сумеет доказать необходимость применения дополнительного лицензирования, то это должно сначала быть закреплено на законодательном уровне.