С момента аварии на Чернобыльской АЭС прошло уже 35 лет. Чаще всего о трагедии мирового масштаба вспоминают в дату ее очередной годовщины, 26 апреля, после чего накопившиеся годами проблемы дальше ждут своего разрешения. С недавних пор в Офисе президента увидели в 30-километровой Зоне отчуждения Чернобыльской атомной электростанции не только проблему, но и значительный туристический потенциал, который спустя три с половиной десятилетия после аварии может быть реализован.

Туризм и не только

Представляя в начале года инфраструктурные планы на 2021 год, президент Украины Владимир Зеленский вместе с министром культуры и информационной политики Александром Ткаченко, акцентировали на том, что доступ к культурным и туристическим объектам (к которым, без сомнения, теперь принадлежит и Зона отчуждения), должен заложить основу их дальнейшего развития и популяризации. "Речь идет об объединении наших усилий с "Укравтодором" и "Укрзализныцей". Все эти объекты мы пытаемся объединить в туристические маршруты. Все это накладывается на карты, удобные дороги, железные дороги", - отмечал тогда Ткаченко.

Интерес туристов к Зоне отчуждения ЧАЭС чрезвычайно высок в последние десятилетия, а после выхода в свет сериала "Чернобыль" от HBO, количество путешественников, желающих своими глазами увидеть Припять и остатки атомной станции, выросло в разы. В 2017 году Зону отчуждения посетили 46 тыс. туристов, в 2019-м - 125 тыс., 80% из них составляли иностранные граждане.

photo_2021-04-26_14-53-39

Фото - "Укравтодор"

В данный момент Зона рассматривается, в первую очередь, как привлекательная туристическая достопримечательность, официальные экскурсии по ней проводят полтора десятка авторизованных компаний-туроператоров, которые предлагают 24 различных маршрута. При этом, как считают украинские власти, налицо явная нехватка мест, где можно было бы безопасно остановиться. Так, в зоне отчуждения работает всего два отеля и несколько магазинов. Территория Зоны отчуждения довольно большая (2600 кв. км - это в 25 раз больше, чем площадь Парижа) и все интересные объекты, расположенные в разных точках, невозможно осмотреть за один день. По словам туроператоров, туристы в данный момент пользуются инфраструктурой близлежащих сел, где можно переночевать и поесть.

Однако туризм - хоть и самый простой, но не единственный способ полезно использовать 30-километровую зону вокруг ЧАЭС. В Офисе президента и Госагентстве по управлению Зоной отчуждения (ГАЗО) предлагают взглянуть на нее гораздо шире. Главный посыл: Зона - это не только территория скорби и источник проблем, но и возможность для развития. Специально к 35-й годовщине Чернобыльской катастрофы ГАЗО совместно с "Укравтодором" запустили сайт Cherbobyl35.com.ua, ориентированный на иностранную аудиторию. На нем представлены все потенциальные возможности использования Зоны.

Например, альтернативная энергетика и переработка мусора. В 2018 году там открылась первая солнечная электростанция - Solar Chornobyl, имеется потенциал к развитию ветровой энергетики. Удаленность от жилых населенных пунктов позволяет рассматривать варианты строительства на территории Зоны мусороперерабатывающих заводов и объектов по утилизации опасных отходов.

Важным, но пока до конца не реализованным приоритетом является развертывание в 30-километровой зоне научной деятельности. Закрытая территория с уникальными условиями длительной изоляции и ограниченного доступа, где флора и фауна подверглись стойкому загрязнению, могла бы стать настоящей находкой для целого ряда научных исследований, ведь это - регион с набором техногенных и природных параметров, не имеющий аналогов в мире.

Также зона вокруг ЧАЭС - благодатное место для размещения культурных объектов, инсталляций, и, конечно же, киносъемок.

Все перечисленное Украина предлагает как возможности для инвестиций. Invest in collective memory - таков слоган сайта, но под ним подразумевается не только культурная и туристическая составляющая. Инвестировать в коллективную память - это также и делать свой вклад в изучение причин и последствий трагедии, а также в то, чтобы из этой трагедии извлечь уроки и пользу. "Человечество способно восстанавливаться, даже после глобальных катастроф. Украина работает над тем, чтобы эта территория стала не местом забвения, а точкой развития. В Чернобыльской зоне сегодня внедряются новейшие технологии, восстанавливается природа, ЧАЭС стала уникальной площадкой для выработки альтернативной энергии", - заявляет заместитель главы Офиса президента Кирилл Тимошенко.

Ремонт дорог

Первым за решение задач в зоне ЧАЭС взялся "Укравтодор". В октябре 2020 года дороги внутри Чернобыльской зоны (это 198 км дорог) были переданы с баланса ГАЗО на баланс Службы автомобильных дорог в Киевской области. Всего было принято три дороги, две из них были введены в эксплуатацию еще в 1987 году, еще одна была реконструирована в 2009-м. Это следующие дороги:

- между городом Чернобыль и КПП "Овруч";

- между КПП "Дитятки" и "Припять";

- подъезд к населенным пунктам Марьяновка, Буряковка, Старые Соколы, Зеленый Мыс и к Государственному специализированному предприятию ЧАЭС.

photo_2021-04-26_14-54-09

В Киевской САД ЦТС рассказали, что в перспективе эти участки дорог будут присоединены к уже существующим дорогам Р-56 Чернигов - Пакуль - КПП "Славутич" и Р-02 Киев - Иванков - Овруч - участок от города Чернобыль до КПП "Овруч".

В 2021 году началось активное восстановление дорожного покрытия. На сегодня автодоровцы отчитываются о завершении ремонта 40 км дороги между КПП "Дитятки" и "Припять" вместе с подъездом к ЧАЭС. Подрядчиком работ выступило ЧП "Автомагистраль".

В Службе автомобильных дорог области отмечают, что дорожные работы в зоне отчуждения выполняются по специальным протоколам, согласно которым при въезде и выезде из 30- и 10-километровой зоны работники проходят дозиметрический контроль, а сами работы ведутся согласно техническим требованиям без использования дорожных щеток и с укладкой только верхних слоев асфальта, без углубления в грунт. Это допустимо в зоне отчуждения, поскольку там не ездит крупногабаритный транспорт, уточняют в "Укравтодоре".

Всего на сегодня Киевская САД провела комиссионное обследование трех дорог с ответвлениями и 5 искусственных сооружений на них. Установлено, что три моста находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта. До конца 2023 года дорожники планируют отремонтировать все приоритетные маршруты в Чернобыльской зоне - то есть те, которые обеспечивают поддержку природоохранной деятельности и соединяют популярные туристические локации.

photo_2021-04-26_14-53-50

"Конечно, посетителей в Зоне отчуждения интересует не инфраструктура, а мертвый город. Но для того, чтобы туда добраться, нужны нормальные дороги. Если взглянуть на фото из Зоны отчуждения, становится понятно, что новые дороги не повлияют на ландшафт. Наша главная ценность - это доступность. Это то, над чем мы работаем", - говорит глава "Укравтодора" Александр Кубраков.

О том, насколько важна доступность, говорят и туроператоры, организовывающие выезды в Зону.

"До недавнего времени самой главной проблемой в Зоне отчуждения были дороги. Слава Богу, накануне этот вопрос решился: дороги по Зоне отчуждения были полностью переделаны - вплоть до разметки. Также за последний год сделан был капитальный ремонт КПП "Дитятки", что в разы улучшило его пропускную способность, поскольку в сезон там всегда скапливалось большое количество автобусов. Сейчас, благодаря переоборудованию КПП, все процедуры проходят быстрее", - рассказывает Константин Власов, директор компании-туроператора Chernobyl Exclusive Tours.

1

Кроме того, представитель туроператора отмечает, что на КПП появился информационный центр, где любой желающий может получить исчерпывающую информацию о Зоне отчуждения и порядке въезда в нее. Также для операторов уже несколько лет работает система электронного билетирования, что избавило их от большого объема бумажных работ.

Вместе с тем, представитель туроператора указал и на проблему, которую еще предстоит решить. "К сожалению, пока нет возможности заезжать через КПП "Парышев", которое также сообщается с территорией Беларуси. На данном этапе транзитом через белорусскую территорию работает лишь ж/д сообщение, однако для обычного наземного транспорта такой возможности нет, поскольку дорога проходит частично по территории Беларуси. Даже белорусские туристы, чтобы посетить Зону отчуждения, вынуждены сначала отправляться в Славутич, и уже оттуда добираться", - говорит Власов.

До Зоны отчуждения - по воде и железной дороге

Как известно, в последнее время Мининфраструктуры рассматривает возможность запуска туристических маршрутов из Киева в Чернобыль по реке. "Мы имеем прекрасные туристические маршруты, например, Канев и Чернобыль, где такой вид сообщения будет пользоваться спросом и будет наиболее оптимальным. И мы должны это развивать", - заявил в марте министр Владислав Криклий. По его словам, ведомство в настоящее время продолжает работу над Стратегией развития внутреннего водного транспорта, в плане мероприятий которой будут предусмотрены меры по развитию пассажирских перевозок. Поскольку в ближайшее время внутренний туризм будет оставаться в фокусе внимания, то и пассажирский водный транспорт будет пользоваться спросом, уверен министр.

На сегодня уже отрабатываются маршруты малых судов, которые могут доставлять туристов в Зону отчуждения по реке - по Днепру, Киевскому водохранилищу и затем Припяти. Однако для крупных прогулочных катеров требуется проведение дноуглубительных работ.

b4815872356506060683212fa78c6f8a

"На Киевском море в районе села Оташев уже есть одно КПП, через которое есть возможность заходить на Припять небольшими туристическими судами. Но это не непосредственно к городу Припять, а ближе к городу Чернобыль", - рассказал ЦТС Власов. По его словам, там имеется два ограничения: по глубине и по доступу ближе к самой станции, поскольку доступ к шлюзу охладительного водоема атомной станции давно закрыт для судов. "Водные маршруты уже относительно готовы. Сейчас они находятся на этапе тестирования", - отмечает он.

maxresdefault

Что касается железной дороги, то на сегодняшний день в Зону регулярно курсирует электричка из города Славутич. Она работает на перевозку сотрудников атомной станции, однако обычные туристы также могут ею воспользоваться, имея предварительную заявку на въезд. Туристические возможности этой электрички скованы графиком ее движения, однако множество желающих все равно пользуются этим маршрутом, приезжая во многодневные туры, которые стартуют со Славутича. Безусловно, более гибкий график движения поезда и доступность поездок, увеличили бы количество желающих им воспользоваться.