О концессии, как одном из самых успешных механизмов привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты, говорят уже не первый год. В мире концессия работает давно, а вот у нас успешно реализованных проектов еще не было.
Одним из ключевых препятствий, мешающих воплощению концессионных планов является законодательная база, которая, как оказалось, не "инвестмент френдли". Поэтому ЕБРР выделил средства для написания нового закона. Тем временем, пока готовится закон, который должен быть понятен иностранным и отечественным инвесторам, Министерство инфраструктуры совместно с проектным офисом по государственно-частному партнерству (ГЧП) готовят первые пилотные проекты.
"Внедрение модели государственно-частного партнерства - это новый опыт для Украины. Это новая ниша для Украины. Среди задач офиса: внесение изменений в украинское законодательство в сфере ГЧП и реализация трех пилотных проектов, а именно передача в концессию ГП "Стивидорная компания "Ольвия", ГП "Херсонский морской торговый порт" и железнодорожно-паромного комплекса ГП "Морской торговый порт "Черноморск", - отмечает министр инфраструктуры Владимир Омелян.
Проектный офис уже разработал План действий по подготовке пилотных проектов с четкими сроками реализации. Но, судя по всему, чудо свершится не так уж и скоро – к практической реализации планируют перейти только в конце 2018 г. - начале 2019 г.
По ГП ХМТП и "Ольвии" сроки реализации проектов одинаковые. Ожидается, что в мае 2018 г. МИУ издаст приказ о передаче объектов для концессии, после чего будет утверждена и сформирована конкурсная комиссия. Подача заявок должна закончиться до ноября 2018 г., а подписать концессионные соглашения рассчитывают в самый канун следующего Нового года - до 28 декабря 2018 г. Сам процесс передачи прав новому собственнику закончится уже в марте 2019 г.
Железнодорожно-паромный комплекс в ГП МТП "Черноморск" планируют передать в концессию чуть раньше. Ожидается, что МИУ издаст приказ по передаче объекта для концессии в феврале, а подача заявок будет до июля 2018 г. Подписать концессионного соглашение рассчитывают в сентябре и уже до конца 2018 г. закончить процедуру передачи прав новому собственнику.
Железнодорожно-паромный комплекс ГП "Морской торговый порт "Черноморск"
На данный момент составлен и утвержден план-график работы над проектом. Уже начата работа по сбору информации, которая необходима для ТЕО, подготовку которого планируется завершить до октября 2017 г.
На данном этапе самый большой вызов для проекта - это поиск партнеров для финансирования ТЕО. И в этом важное отличие от двух других проектов, у которых доноры уже есть.
Читайте также Порт "Ольвия" и Херсонский МТП проводят инвентаризацию для передачи в концессию
"Стивидорная компания "Ольвия"
Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) уже провел конкурсный отбор и определил консорциум консультантов, которые будут готовить пре-ТЕО для этого объекта. В середине декабря консультанты должны посетить Украину и провести стартовую встречу для запуска работы над пре-ТЕО. До февраля консультанты проведут анализ Стратегии развития ГП “СК Ольвия” и определят варианты развития порта. Предполагается, что до апреля будет проведен технический, маркетинговый, юридический и экономический анализ проекта, а также собраны отзывы потенциальных инвесторов. Финальный вариант пре-ТЕО проекта концессии ГП "СК Ольвия" должен быть представлен до мая 2017 г., а до конца года разработано окончательное ТЕО.
ГП "Херсонский морской торговый порт"
Подготовка пре-Тео сейчас находится на стадии сбора информации. Донором выступил Мировой банк и уже в середине декабря отобранные консультанты приедут в Киев для запуска работы над проектом. Это две нидерландские компании: Royal Haskoning в консорциуме с Rebel group. Первая учредительная встреча между голландцами и украинской стороной уже прошла в Нидерландах несколько дней назад.
Предварительная оценка проекта с технической, экологической и социальной точек зрения с целью определения оптимальных условий реализации проекта должна завершиться до конца 2016 года. Финальный вариант пре-ТЕО проекта концессии должен быть представлен до мая 2017 г., а до конца года разработано окончательное ТЕО.
Читайте также Между первой и второй: концессия какого порта станет пилотной?