В конце прошлой неделе на сайте Министерства инфраструктуры был опубликован проект закона о железнодорожном транспорте. Документ обсуждался с игроками рынка и представителями стран Евросоюза, которые уже имеют успешный опыт реформирования железной дороги. 

Законопроект был разработан согласно Европейским директивам, которые Украина обязуется выполнить, и несет в себе несколько фундаментальных изменений для рынка. Основным, конечно, является допуск частных перевозчиков на железную дорогу. И по этому поводу Министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский предполагает, что в его сторону "критики будет вагон и тележка". 

Читайте также Интервью с отцом реформирования железных дорог Польши: идея конкуренции себя оправдывает

Тарифы Согласно законопроекту тариф будет включать в себя несколько составляющих: инфраструктурную, инвестиционную, а также локомотивную и вагонную. 

В вопросе тарифа стоит напомнить про опыт Европы, где перевозчики платят только за доступ к инфраструктуре. Эти средства идут на текущие расходы владельца инфраструктуры. Инвестиции покрываются за счет государства.

«В Европе действительно государство инвестирует в развитие инфраструктуры, у нас, к сожалению, такой возможности нет» - отмечает начальник департамента реформирования и развития железнодорожного транспорта УЗ Евгений Кравцов.  Кроме того, во время обсуждения законопроекта перевозчики сказали, что не возражают платить инвестиционную составляющую, при условии, что средства пойдут на развитие железнодорожной инфраструктуры (создание новых колей, электрификация путей и тд). 

Создание НКРТ Регулировать тариф будет Национальная комиссия по регулированию транспорта. Попытки создать НКРТ предпринимались еще в 2012-2013 гг., однако так и не увенчались успехом. В ноябре прошлого года тема создания НКРТ была включена в коалиционное соглашение. 

В разработанном Министерством законопроекте также предполагается создание независимого органа, основными функциями которого будет регулирование тарифов на железной дороге и утверждение инвестиционных планов. Предполагается, что НКРТ будет подконтрольна Кабмину.  «У нас была задача отделить тарифообразование от железной дороги», - отмечает Андрей Пивоварский.

Допуск частных перевозчиков и инвестиции Наверное, самый революционный момент в законопроекте – это допуск на рынок частных перевозчиков. «Я предполагаю, что по вопросу допуска частной локомотивной тяги будет очень много критики в мой адрес», - сказал министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский, комментируя проект закона. Железнодорожники со своей стороны опасаются, что открыв рынок частным перевозчикам, они будут ездить только по выгодным маршрутам, таким образов лишив УЗ основного заработка. 

Также предполагается создание независимого органа, основными функциями которого будет регулирование тарифов на железной дороге и утверждение инвестиционных планов. 

С другой стороны, средств для инвестиций в УЗ нет, а локомотивная тяга находится, мягко говоря, в плачевном состоянии. Если снова вернуться к опыту Польши, то там именно частные компании обеспечили инвестиции. Для примера, когда британская компания "Фрейтлайнер" зашла на рынок Польши, то вложила в локомотивы и вагоны 30 млн футов.

Равноправный допуск Законопроект предусматривает, что после создания акционерного общества УЗ будет выступать оператором инфраструктуры и перевозчиком. Может сложится ситуация, когда бывший монополист будет пользоваться привилегиями по доступу к инфраструктуре. Некоторые европейские страны также столкнулись в свое время с такой проблемой. 

Однако, представители Министерства инфраструктуры заверили, что равноправный доступ будет обеспечен всем игрокам рынка, а УЗ как перевозчик выделен в отдельную структуру. Равноправный доступ будет регулировать независимое Государственное агентство железнодорожного транспорта. Кроме этого, одной из функций Агентства будет координация деятельности ПАТ УЗ, регистрация и координация действий перевозчиков и операторов.

Европейские директивы Законопроект разработан, согласно директивам Европейского Союза. Среди них основные – это создание конкурентного рынка перевозчиков как в грузовом, так и в пассажирском сегментах, государственный контроль за равноправным доступом к инфраструктуре, финансовая независимость оператора инфраструктуры от перевозчика.

«Мы имплементировали европейские директивы в этот закон – это наше обязательство. Некоторые из директив в ряде европейских стран сейчас пытаются оспорить, потому что это может быть не совсем выгодно для железнодорожников, но мы взяли на себя такие обязательства, подписывая ассоциацию с ЕС», - говорит Андрей Пивоварский.

Вместе с тем реализовать необходимые положения сразу не удастся, поэтому, по словам Министра, будет предусмотрен переходной период.

Читайте также Интервью с главой Freightliner PL: Лакмусовой бумажкой будет развитие существующих операторов Украины