Конфликт между руководством "Укрзализныци" и Мининфраструктуры еще в конце осени 2016 года показал, что рокировки менеджмента ж/д компании возможны и это лишь вопрос времени. Вот только точного времени никто назвать не мог.
Час "Ч" (или, быть может, "Б") пробил сегодня на заседании Кабмина, когда премьер-министр сообщил о том, что Войех Балчун написал заявление о сложении полномочий председателя правления ПАО УЗ. Теперь возникают вопросы, будет ли исчерпан конфликт вокруг переподчинения УЗ правительству; кто тот кандидат, который сможет возглавить "Укрзализныцю", удовлетворит рынок и наконец проведет реальные реформы в компании, и существует ли он в природе?
Пока лишь известно, что руководство "Укрзализныцей" временно возьмет на себя первый глава набсовета УЗ Евгений Кравцов, он же, по совместительству, заместитель министра инфраструкутры. Хотя, в отношении последней должности отметим, что Владимир Омелян уже заявил, что "состоялось увольнение первого заместителя министра".
ЦТС собрал мнения чиновников, экспертов и представителей бизнеса о том, стало ли сегодняшнее заявление об отставке польского топ-менеджера для них ожидаемым ходом, какие ошибки стали кллючевыми для Балчуна в Украине и, что можно засчитать как успех? А также, кто может в дальнейшем возглавить "Укрзализныцю" - на этот раз отечественный специалист или все же менеджер-иностранец?
Владмимир Гройсман, премьер-министр Украины
Выразил благодарность Балчуну за проделанную работу и сообщил, что с пониманием отнесся к его личным мотивам, повлиявшим на принятое решение.
Касательно преемника Балчуна глава Кабмина сказал следующее: "Требования правительства к новому руководителю "Укрзализныци" более чем четкие. Прежде всего, результаты работы должны почувствовать все пассажиры, которые пользуются железной дорогой. И что не менее важно – "Укрзализныця" должна стать одним из локомотивов нашей экономики. Самое главное - это ориентация на результат. Среди главных задач нового руководителя - завершить процесс корпоратизации "Укрзализныци" и провести реформу корпоративного управления".
Владимир Омелян, министр инфраструктуры Украины
О своих претензиях к работе Войцеха Балчуна министр высказывался неоднократно. Глава транспортного ведомства акцентировал внимание на системном характере ошибок в руководстве ж/д компанией и отсутствии ощутимых результатов польской команды. Поэтому повторяться лишний раз на эту тему он не стал.
Но своей радости от произошедшего не скрывал, написав в Facebook: "За работой в отпуске не успел, но сегодня вечером обязательно выпью бокал шампанского".
На вопросы же ЦТС Владимир Омелян ответил следующее:
Стала ли для вас новость об отставке Балчуна неожиданностью?
Смена руководства УЗ - то, за что я бьюсь последние несколько месяцев. Я в постоянном контакте с бизнесом, пассажирами, работниками УЗ - за год лучше не стало никому. Поэтому увольнение Балчуна - это то, что должно было произойти давно и без чрезмерного политического и общественного внимания. Это просто смена руководства государственной компании, а не заключительный концерт мировой группы. Я ожидал этого решения на каждом заседании правительства, наконец-то это произошло.
Кого вы видите в качестве преемника Балчуна? Это должен быть украинский или зарубежный специалист?
Я подчеркиваю, что нам необходимо профессиональное и независимое руководство для "Укрзализныци". Я точно не хочу получить вместо Балчуна условного Балчуна-2. Надеюсь, что в ближайшее время Минэкономики объявит новый конкурс на должность главы "Укрзализныци".
Исчерпан ли теперь конфликт контроля над УЗ?
В том-то и дело, что есть два вида контроля: законный, за возвращение которого борется Министерство инфраструктуры, и влияния незаконные, осуществляемые на "Укрзализныцю" различными группами, что является предметом расследования правоохранительными органами.
Сейчас целесообразно вернуть подчинение "Укрзализныци" в Мининфраструктуры, хотя, после формирования наблюдательного совета в компании, вопрос ее подчинения отпадет.
Александр Завгородний, и.о. председателя правления ПАО "Укрзализныця" 07.2015 – 03.2016
Стала ли для вас новость об отставке Балчуна неожиданностью?
Нет, это было прогнозируемо
Чего было больше- плюсов или минусов в его работе? Что ему удалось, что не удалось сделать?
Господин Балчун не сделал для отрасли и Украины ничего. На протяжении всего времени он говорил, что виноваты предшественники, хотя большая часть из того, что было им презентовано, была начата до него. При этом, 90% показателей, которые показывает УЗ – это искаженная информация, которая не имеет ничего общего с действительностью. Еще в сентябре прошлого года было понятно, что он уйдет.
Кого вы видите в качестве преемника Балчуна? Это должен быть украинский или зарубежный специалист?
Ожидаем ли приход Кравцова? Конечно. Потому что он лично привел Балчуна к власти в прошлом году и он также должен нести ответственность за то, что происходило с УЗ. Я уверен, что будет новый конкурс. С точки зрения кандидатов - они довольно-таки известны. Если брать железнодорожников, это в Украине всего пять человек.
Крупный зернотрейдер, пожелавший остаться неназванным
Стала ли для вас новость об отставке Балчуна неожиданностью?
Новость неожиданностью не была. И такое развитие событий было прогнозировано.
В работе польского менеджера вы увидели больше плюсов или минусов?
Плюсов было больше.
Кого вы видите в качестве преемника Балчуна? Это должен быть украинский или зарубежный специалист?
Считаем, что только зарубежный специалист.
Андрей Шкляр, руководитель экспертного направления ЦТС-Консалтинг
Стала ли для вас новость об отставке Балчуна неожиданностью?
Отставка Балчуна не была неожиданностью – о ней говорили уже последние несколько месяцев.
В работе польского менеджера вы увидели больше плюсов или минусов?
Результаты его работы достаточно неоднозначны – несмотря на определенные успехи по запуску новых направлений пассажирских перевозок, деятельность в реформировании грузовых перевозок нельзя назвать успешной. УЗ пережила один из острейших топливных кризисов за последние годы. Фактически, провалена программа закупки вагонов, отсутствует прогресс в запуске системы автоматического распределения вагонов. И главное - не видно реализации внутреннего потенциала компании, в том числе, за счет устранения коррупционной составляющей – основные планы капинвестиций были предложены за счет роста тарифа перевозок.
Сергей Куюн, директор консалтингового агентства "А-95"
На своей странице в соцсети эксперт написал, что "уход руководителя УЗ консервирует нынешнюю ситуацию с закупками. Это значит, что Центр обеспечения производства во главе с Виталием Цвигуном продолжит заниматься тем, чем и ранее. У кого-то есть сомнения, что новый тендер на 90 тыс. т ДТ выиграет кто-то кроме "Трейд Коммодити"?".
Руслан Корж, экс-замминистра экономического развития и торговли
Также поделился мнением о работе польского менеджера на странице в Facebook: "Пусть история расставит все на свои места. Хорошо.
Но за целый год, даже больше, не сделать главный вокзал страны хоть чуточку доступнее для лиц с ограниченными возможностями, да и просто для пассажиров с тяжелой поклажей, - это ни в какие ворота не лезет.
Зайдите на вокзал в 12:05 и попробуйте пройти на любой путь, кроме первого, если вы - мама с плачущим ребёнком на руках и чемоданом в зубах, или, не дай бог, инвалид в кресле. Это ад. Эскалатор, ремонт которого был пропиарен в лучших традициях, скромно отдыхает от трудов праведных. Экономим электроэнергию. 20 гривен в час. Альтернативы нет: ни пандуса, ни лифта, ничего.
Что ж, ждем следующего реформатора...".
Александр Каленков, президент объединения металлургических предприятий Украины "Укрметаллургпром"
Руководство главы правления В.Балчуна было одним из самых неэффективных за все годы существования "Укрзализныци". Он вел себя как консультант, презентуя только свои намерения. На его месте должен был быть руководитель, который выполняет, воплощает реформы в жизнь. В.Балчун во многом просто являлся ширмой того, что на самом деле происходит в "Укрзализныце". Благие намерения так и не были реализованы, а управленческая несостоятельность сделала этот период одним из самых проблемных в жизни "Укрзализныци". За время его работы мы не увидели эффективного результата, нет примеров позитивных изменений и реальных шагов.
Надеемся, что следующее руководство примет решение об усилении кадрового состава, и новый глава будет работать, прежде всего, со своими основными клиентами, которыми мы и являемся.
Ждем проведения открытого конкурса на позицию руководителя, который сможет реформировать "Укрзализныцю".
Евгений Крацов, и.о. председателя правления ПАО "Укрзализныци"
Новоиспеченный руководитель УЗ уже успел поделиться некоторыми соображениями о том, какие вопросы намерен решить в компании в ближайшей перспективе.
"Надеюсь, можем решить вопрос утверждения финплана максимум в течение месяца. Он тесно связан с вопросом разрешения ситуации с индексацией тарифов, так как в финплан закладывается определенный уровень индексации: максимум месяц. Чтобы предприятие не страдало, этот вопрос должен быть решен", - сообщил он сегодня сразу после назначения.
Евгений Кравцов рассчитывает, что решение об индексации будет найдено в результате откровенной дискуссии с бизнесом на основе принципа "партнерство на равных".
Он также заявил, что с 2018 года необходимо ввести новую прозрачную, понятную и прогнозируемую систему тарифообразования с привязкой к объективным индексам, в частности, к инфляции и промышленным ценам.
Комментируя дискуссию между ушедшим в отставку главой правления УЗ Войцехом Балчуном и министром инфраструктуры Владимиром Омеляном о финансовых показателях компании, Кравцов, до нового назначения возглавлявший набсовет УЗ, отметил выведение компании на позитивный финансовый баланс. По его словам, через несколько месяцев будет готов аудиторский отчет EY за первое полугодие этого года, который подведет итог в этой дискуссии.
Читайте также ТОП-15 цитат Балчуна: Какими словами запомнился польский менеджер во главе УЗ