Последние полгода конфликты вокруг "Укрзализныци" вспыхивали с различной степенью интенсивности, и к этому уже привыкли. Но в этот раз все, похоже, всерьез -  резонансное решение правительства о переподчинении УЗ и сферы ведения Мининфраструктуры может спровоцировать, если не правительственный кризис, то, вполне вероятно, некие кадровые рокировки. И  все бы ничего, если бы эти разборки не оказывали дестабилизирующего влияния на транспортную отрасль и в целом не были чреваты для экономики Украины.

Сегодня, как и на предыдущем заседании Кабмина, неожиданно для многих вновь всплыла тема "Укрзализныци". Перед рассмотрением вопросов повестки дня премьер-министр Владимир Гройсман предложил заслушать отчет руководителя УЗ Войцеха Балчуна. Такой поворот событий стал неожиданным, судя по всему, и для Владимира Омеляна, который так и заявил: "Сегодняшнее заседание для меня неожиданное".

Что касается самой дискуссии, произошедшей на заседании правительства, то, наверное, впервые обмен "любезностями" между министром инфраструктуры и главой "Укрзализныци" произошел с таким накалом на публике. Однако предоставим вам возможность судить об этом лично, посмотрев видеозапись заседания правительства или его фрагменты. Мы лишь выбрали основные темы, по которым проходила дискуссия, и показываем позиции сторон.

Финансовый результат УЗ и аудит

В. Балчун:
По национальным стандартам в 2016 году мы получили 303 млн грн прибыли в 2016 году. Убытки в 2015 году составляли 683 млн грн. По международным стандартам бухучета в 2015 году у нас были убытки 15 миллиардов, а в 2016 году по международным стандартам мы бы имели убыток на уровне 6 миллиардов. По планам на 2017 год по международным стандартам мы получим  15 млн прибыли, а по тем стандартам, по которым мы отчитывались в 2016 году, мы планируем более 6 миллиардов прибыли.

В. Омелян:
Выход в плюс по итогам 2016 года - это не реформаторские достижения. Это увеличение тарифа в 2016 году на 15%, который сгенерировал для компании дополнительны 3,8 млрд грн. На фоне того, что в 2015 году было минус 600 млн грн, в 2016 году - вышли в плюс 300 млн грн. Вопрос в том, куда делись 3 млрд грн?

Аудит УЗ происходит уже не первый год, проводится он Ernst and Young и, конечно, по международной финансовой отчетности цифры более грустные, но, надеюсь, что мы действительно выйдем в плюс.

Корпоратизация

В. Балчун:

Мы начали действия в сфере реформирования: организационного, структурного. Начали разделение наших бизнес-вертикалей.

В пассажирском секторе мы начали создание филиала "Пассажирская компания". Отмечу, что  этот филиал сначала создается на бумаге, а потом она начинает реализовываться и именно сейчас у нас такой этап.

В. Омелян:

У нас, к сожалению, ничего не произошло за 2016 год. Мешал этому набсовет, министр Омелян, вице-премьер министр Кистион… я не знаю, но движения не было. То, что мы видим регистрацию пассажирского филиала - это на бумаге, что признал даже сам руководитель УЗ. То есть, таким образом сейчас можно зарегистрировать все филиалы.

Кадры

В. Балчун:

Мы начали кадровые изменения на различных уровнях компании. Но и с этим мы имели большие проблемы, так как на протяжение многих месяцев кадровые назначения были заблокированы.

В. Омелян:

 По блокированию кадровых назначений, я бы все-таки хотел услышать кто, когда и что блокировал. Если можно, откровенно?

Кадровые назначения - они сумасшедшие. У нас были какие-то  странные офицеры по безопасности, сейчас уже уволенные, у нас есть новые интересные назначения по департаменту стратегического развития, госпожа Пушко-Цибуляк из Луганской области, которая наверное выиграла в честном конкурсе.

Пассажирские перевозки

В. Балчун:

Во втором полугодии мы перевезли на 2,8% больше пассажиров, чем в первом полугодии. И это составляло 202,5 млн. Мы запустили курсирование 12 пар новых пассажирских поездов. В феврале запустим приложение для смартфонов по продаже билетов. Запустили очень популярный у пассажиров поезд Киев-Львов-Перемышль. Запустили поезд Киев – Ивано-Франковск с вагонами-трансформерами. Возрос пассажиропоток скоростных поездов. Возросла населенность скоростных поездов с 54 до 68% 2015/2016гг.

В. Омелян:

Рост пассажирских перевозок. Действительно это имело место по объективным факторам.

Грузоперевозки

В. Балчун:

Во второй половине  2016 года мы перевезли  181,7 млн тонн грузов. Это на 12% больше, чем в первом полугодии.
…По объективным причинам потеряли транзит.

Была критическая ситуация с количеством доступного подвижного состава. С 1 сентября увеличилось количество доступных вагонов на 2500 единиц.
Мы изменили планы ремонтов и таким образом изменили ситуацию в компании с перевозками. Напомню, в планы на 2016 год закладывался ремонт только 19 000 вагонов, а мы отремонтировали более 30 000 грузовых вагонов.

В. Омелян:

Грузовые перевозки упали, транзитные - сократились на 30%. Внутри страны очень нерадужная цифра, за счет падения транзита удалось выровнять, но удовлетворения заявок бизнеса в пиковые месяцы - 30%, в непиковые - 50-60%. Это то, на что нужно серьезно реагировать.

Производство и закупка вагонов

В. Балчун:

Мы закупили или произвели 1020 грузовых вагонов.

Закупили 650 вагонов у украинских производителей. Возродили производство на собственных предприятиях – произвели около 400 (370. – ЦТС) вагонов.

В. Омелян:

По заказам. Мы всячески поддерживали УЗ, чтобы были размещенным массовые заказы на украинских производственных мощностях. В конце 2015 г. мы огласили, что в 2016 г. УЗ должна стать локомотивом украинской экономики. Именно с этой целью были подняты тарифы на 15%. И для меня более чем странно размещение через Дарницкий завод  на 3 млрд грн, когда у УЗ есть собственные заводы, на которых она может производить. Ничего этого не сделано, мы просто заказываем у частного сектора.

Реструктуризация

В. Балчун:

Большая проблема, с которой столкнулось мое правление, - это историческая задолженность и необходимость реструктуризации долгов. Это значит, что мы не несем никакой ответственности за масштабы, за объемы  этой задолженности. Но мы начали процесс реструктуризации долга. Прежде всего это еврооблигации на сумму  500 млн долларов, которые были причиной объявления технического дефолта.

Мы уменьшили свои обязательства на сумму 6,5 млрд грн.

В. Омелян:

По реструктуризации внешней задолженности - огромный вопрос. О внутренней реструктуризации долга я вообще молчу.

Переход на личности

В. Омелян:

У меня вопрос к Балчуну: на сколько хорошо работается с Михальчуком? Как поддерживает Дубневич?

В. Балчун:

Господина Михальчука а также других членов правления я не назначал. Я просил только на самом деле о назначении двух членов правления - Залесного и Василевского.

Я благодарен за конструктивный диалог с Премьером, Вице-Премьером и многим людям из министерства. Но я также разговариваю и с главой транспортного комитета Дубневичем, который отвечает за правовое поле, в котором работает УЗ. Нас приглашают на заседание комитетов, где мы отчитываемся за те реформы, которые проводим. По моим стандартам - это нормальное поведение и ничего плохого я в этом не вижу.

Коррупция

В. Омелян:

Чем занимаются заместители региональных железных дорог по вопросам реформы и по вопросам коррупции?

В. Балчун:

Постоянно работаем над борьбой с коррупцией. Мы провели более 70 служебных проверок, по 31 из них материалы направлены в правоохранительные органы. Сумма ущерба от коррупционных деяний оценивается нами в  более, чем 1 млрд гривен.

 

Судебные разбирательства

В. Омелян:
Неразбериха по судебной работе привела к тому, что УЗ за последние несколько месяцев проиграла судов на 2 млрд грн. За это должен кто-то отвечать?

В. Балчун:
Я не отвечаю за все проигранные судебные дела, которые нам оставили в наследство на 360 млн долларов. Эти дела уже проиграны во всех инстанциях. Мы можем только спасти ситуацию там, где это возможно.

Стоит отметить, что помимо дискуссии с руководителем "Укрзализныци" глава транспортного ведомства обратился и к премьер-министру относительно ключевого, касающегося переподчинения ж/д компании. Владимир Омелян акцентировал на том, что передача компании из одного министерства в другое повредит реформе УЗ, которая и так не осуществляется. Также он выразил непонимание ситуации с переподчинением, так как рфициалное решение правительства до сих пор обнародовано не было.

На что Владимир Гройсман категорично сообщил, что решение уже принято. "Правительство приняло решение. Я его подпишу - о переподчинении "Укрзализныци" правительству, - заявил премьер, обращаясь к министру инфраструктуры Владимиру Омеляну. - Вы, как Министерство инфраструктуры можете абсолютно полностью готовить нормативно-правовые акты, быть регулятором всей инфраструктуры Украины. Более того, ваш первый заместитель является главой наблюдательного совета УЗ, у вас есть полный контроль над УЗ. И был, и остается".

Полная запись трансляции заседания КМУ 25.01.2017