Один из крупнейших лоукостов Европы венгерский Wizz Air вновь заставил обратить на себя внимание. На этот не только пассажиров. Причиной тому послужил недавний отказ компании размещать свои акции на Лондонской бирже. Не прошло и месяца, когда было официально объявлено о возможном листинге, как руководство авиаперевозчика решило сделать крутой разворот и отменило свое предыдущее решение, сулившее неплохую сумму – 272 млн долларов. Эти деньги планировалось направить на приобретение новых самолетов, которые должны были стать основным инструментом в укреплении позиций Wizz Air в Центрально-Восточной Европе.
Читайте также: Интервью с "Визз Эйр Украина": почему лоукосты не работают на внутреннем рынке
Стоит отметить, что подобное решение руководство компании принимает не впервые. Так, практически год назад в СМИ появилась информация о возможном IPO компании. Сообщалось, что выход на биржу должен состояться во второй половине 2013 года. Однако дальше сообщений дело не продвинулось.
Складывается впечатление, что менеджмент Wizz Air немного побаивается выхода на биржу. Или, по крайней мере, делает вид. Попробуем разобраться, чем вызваны подобные опасения и каковы дальнейшие перспективы компании.
Причины ИПОхондрии Столь кардинальное и необычное решение несколько прояснил Йозеф Варади (Jozsef Varadi), основатель и управляющий компании Wizz Air. Так, в интервью агентству Reuters он заявил, что IPO было отложено сразу после того, как рынок авиаперевозок получил ряд неблагоприятных сигналов, свидетельствующих о нестабильности отрасли. Речь идет о понижении прогнозированной прибыли за 2014 – 2015 годы. Об этом в середине июня заявили в немецком флагмане Lufthansa. Вследствие этого акции перевозчика в течение одного дня подешевели на 14%. Причиной такого шага немецкой компании послужили весенние забастовки ее пилотов. Отметим, что подобные трудности с персоналом сейчас испытывает и ирландский перевозчик Aer Lingus, также понизивший недавно свои прогнозные показатели прибыли.
С руководством Wizz Air соглашаются и финансовые эксперты. В частности, аналитик ирландской инвестиционной компании Goodbody Stockbrokers Джек Дискин (Jack Diskin), отметил, что руководство венгерского перевозчика, как в прошлый раз, так и сейчас, выбрало очень неудачное время для выхода на биржу. Однако на этот раз ситуация обостряется возобновившимися боями в Ираке, что уже привело к повышению цен на нефть (а значит и на авиатопливо).
Кроме того, акции Wizz Air, по словам господина Варади, были оценены явно не по достоинству. Их стоимость должна была составлять не менее чем 849 млн долларов. Эту цифру менеджер перевозчика назвал очень приблизительной, однако при этом отказался назвать более точную и справедливую, по его мнению, цену. Заниженная оценка стоимости акций не принесла бы Wizz Air ощутимой пользы и даже могла бы привести к заминкам в реализации стратегии роста авиаперевозчика. К такому мнению пришло руководство компании и решило дальше идти проторенным путем.
Светлое будущее? Несмотря на отказ от IPO, руководство Wizz Air сохраняет оптимистический настрой по поводу дальнейшего развития авиакомпании. Прежде всего, Йозеф Варади отмечает, что выход на биржу не был самоцелью и не имел четко установленных сроков. Поэтому в случае улучшения ситуации в отрасли перевозчик сможет вновь возобновить подготовку к листингу. По сообщению британского издания The Financial Times, очередная попытка может произойти уже в течение полугода. В то же время, Джек Дискин называет другой срок – год-полтора.
Акции Wizz Air, по словам господина Варади, были оценены явно не по достоинству. Их стоимость должна была составлять не менее чем 849 млн долларов
Хотя и сейчас Wizz Air чувствует себя достаточно уверенно на рынке авиаперевозок, в первую очередь благодаря накопленным в предыдущие годы резервам. "Финансовое положение компании является очень стабильным, мы зарабатываем деньги и имеем значительные денежные резервы", – заявил господин Варади. Так, в прошлом году (февраль 2013 – март 2014 года) перевозчик заработал почти 1,4 млрд долларов, из них чистая прибыль – около 122 млн долларов. При этом самолетами авиакомпании было перевезено 14 млн пассажиров, а темпы роста пассажиропотока составили 15 процентов.
Значительную часть накопленных средств руководство Wizz Air хочет направить на развитие. Прежде всего, до 2017 года планируется увеличить свой флот с 50 до 82 самолетов. Это, в свою очередь, позволит укрепить позиции компании в Центрально-Восточной Европе, где ей в спину дышит ирландский конкурент Ryanair. Напомним, что именно этот регион является ключевым для Wizz Air (контролирует 38 процентов рынка). Именно здесь находится большинство базовых аэропортов, в первую очередь Будапешт. К тому же, как считает глава авиакомпании Йозеф Варади, у лоукостов в данном регионе есть потенциал для роста за счет национальных авиаперевозчиков, которые являются очень нестабильными и функционируют благодаря государственной поддержке. В качестве примера глава Wizz Air привел Венгрию и Украину, где его авиакомпании удалось занять место национальных перевозчиков – Malev и "Аеросвит" соответственно.
Итак, в возрастающей борьбе на рынке бюджетных авиаперевозок Европы руководство Wizz Air избрало старый, но проверенный метод: зарабатывай и вкладывай. Метод надежный, но требующий длительной и упорной работы. Пока что он дает компании возможность не только удержаться на лету, но и оставаться одним из лидеров рынка.
От "быстрых" денег, которые можно было легко получить на Лондонской бирже, менеджмент венгерского лоукоста решил отказаться. И, как показывает практика, не впервые в истории компании. Еще несколько подобных шагов и можно будет говорить о "новой стратегии Wizz Air". Почему бы и нет?! А возможно, авиаперевозчик всего лишь подогревает интерес инвесторов?! Такая тактика тоже может принести свои результаты. Насколько плодотворными они будут, покажет время. Главное, чтобы не получилось, как в библейской притче о пастухе и волках.
Подготовлено по материалам Reuters, Bloomberg, The Financial Times