Российский производитель и оператор грузовых вагонов НПК "Объединенная Вагонная Компания" (НПК ОВК) миллиардера Александра Несиса объявила о намерениях осуществить первичное публичное предложение (IPO) акций на Московской бирже до конца текущего года. На рынке это вызвало немалый резонанс, а у экспертов возникли вопросы по поводу экономической целесообразности такого шага.
По их мнению, выходить сейчас на IPO рискованно. Если у ОВК получится, это станет положительным трендом. Однако сейчас в России инвестиционный климат запретительный. Хотя бы даже из-за процентных ставок: ни один легальный бизнес такую ставку не выдерживает. Особенно если говорить о сфере реального производства, машиностроении, перевозках. Поэтому и инвестиций в РФ сейчас не так много.
Читайте также IPO жив: что показал первый в Евросоюзе выход на биржу грузовой ж/д компании
В официальном сообщении компании утверждается, что в рамках IPO ОВК будет предложено не менее 10% акций компании. В том числе около 5% являются акциями, размещаемыми в рамках дополнительного выпуска, а остальные будут предложены к продаже единственным акционером - United Wagon Plc (Джерси), на 100% контролируемой группой ИСТ. Предложение запланировано на конец апреля 2015 года, окончательная дата подлежит одобрению советом директоров.
Несмотря на то, что сами представители ОВК акцентируют внимание на том, что IPO станет новой крупной вехой в становлении и развитии компании, хорошее рыночное положение ОВК не столь очевидно и заслуживает более глубокого анализа.
В первую очередь особое внимание заслуживает сбытовая политика ОВК, которая не является прозрачной. Заместитель генерального директора российского предприятия «Уралвагонзавод» Андрей Шленский отмечает, что инвесторы будут долго взвешивать все «за» и «против», прежде, чем вложиться в акции «ОВК».
«Компания ведет бизнес по собственной бизнес-схеме, которой до этого на данном рынке не было. Такая схема опробуется впервые, когда и банк, и завод, и лизинговая компания, и оператор и сервис туда хотят включить. Наверное, в этом могут быть свои плюсы и минусы, но, так или иначе, для инвесторов такая схема как минимум неопробованная», - комментирует Андрей Шленский.
Эксперт также напомнил, что «Объединенная вагонная компания» широко пользуется господдержкой, что может отразиться на её финансовой стабильности. «Господдержка – это очень серьезный финансовый поток, который на данный момент оздоравливает и поддерживает компанию. Если его убрать, то определенно возникнут риски для инвесторов, вложившихся в акции ОВК. Без господдержки непонятно, жизнеспособна ли вообще компания? Если все эти нерыночные механизмы у рыночной компании убрать, насколько эффективной она станет, и насколько изменятся ее результаты – это вопрос. И это главное, что может интересовать инвесторов».
На данный момент ситуация складывается таким образом, что ни одна российская транспортная компания не может приобрести у ОВК вагоны. Изготовленные на Тихвинском заводе грузовые вагоны через лизинговую компанию «Рейл 1520» поставляются в транспортную компанию «Восток 1520», а все эти компании входят в структуру ОВК.
Несмотря на то, что создание дочерних транспортных компаний является общей тенденцией российского рынка вагоностроения последних лет, ни один из вагоностроителей, кроме ОВК, не уклоняется от заключения прямых договоров с не аффилированными транспортными компаниями, если имеется такая возможность. Подобный формат работы ОВК успел привлечь внимание Федеральной антимонопольной службы РФ.
«Мы являемся национальным лидером в производстве инновационных вагонов, которые, благодаря своей превосходной экономике, пользуются растущим спросом на железнодорожном рынке и уверенно вытесняют старые вагоны в структуре производства в России и на пространстве «колеи 1520». Принятая нами гибкая вертикально интегрированная модель обеспечивает устойчивость бизнеса к рыночным колебаниям и прибыльный рост, несмотря на нестабильную конъюнктуру рынка» - отмечает генеральный директор ОВК Роман Савушкин, говоря об экономическом обосновании решения руководства компании. Но эксперты российского рынка в целом оценивают размещение ОВК своих акций неоднозначно, особенно в свете ожидающих отрасль значительных изменений.
Еще одним аспектом для главных сомнений инвесторов станет следующий факт: так, ОВК утверждает, что поставлено около 5 000 вагонов «на рынок». Но эта цифра вызывает большие сомнения и весьма далека от реальности. Как отмечено выше, все изготовленные вагоны эксплуатируются только аффилированными с ОВК потребителями. Этот факт косвенно подтверждается тем, что ни у одной из крупнейших российских вагоноремонтных компаний нет заключенных договоров на сервисное обслуживание вагонов на тележках Barber, производимых ОВК, с действительно независимыми от ОВК компаниями. Следует отметить, что другие ведущие российские вагоностроительные предприятия активно заключают договора и со сторонними организациями. Например, выпускаемые корпорацией «Уралвагонзавод» как серийные, так и инновационные грузовые вагоны помимо дочерней транспортной компании «УВЗ-Логистик» эксплуатируются практически во всех ведущих операторских компаниях.
Еще одним аспектом для главных сомнений инвесторов станет следующий факт: так, ОВК утверждает, что поставлено около 5 000 вагонов «на рынок». Но эта цифра вызывает большие сомнения и весьма далека от реальности.
Генеральный директор одного из ведущих российских операторов «Русагротранс» Михаил Онофрийчук видит как преимущества, так и очевидные недостатки в системе работы компании через аффилированных лиц. «Я не знаю всей финансовой отчетности, поэтому насколько эффективна или неэффективна система продаж через аффилированных лиц - сказать сложно. То, что они пытаются выстроить вертикально интегрированную цепь услуг, начиная от поставки вагонов и заканчивая оперированием собственным парком вагонов через компанию "Восток 1520" - в этом есть как очевидные преимущества, так и очевидные недостатки для самой компании ОВК. Если они позиционируют себя как производитель, тогда видимо они могут быть интересны тем, кто заинтересован в их вагонах, если они позиционируют себя как компанию оператор, то очевидно, они становятся конкурентами другим компаниям операторам», - считает Михаил Онофрийчук.
Таким образом, в совокупности факторов на данный момент нельзя сказать о безусловной привлекательности выхода на IPO одной из ведущих вагоностроительных компаний РФ. Но определенно сейчас можно отметить, что для инвесторов покупка акций ОВК в продолжающейся ситуации волатильности рынка определенно не станет беспроигрышным вариантом. "У компании есть успешный опыт привлечения финансовых ресурсов на рынке: в декабре 2013 и в сентябре 2014 года через компанию "ОВК Финанс" (входит в Группу) были выпущены облигации на общую сумму 30 млрд руб. (по 15 млрд руб на выпуск). Следует отметить, что во время второго выпуска облигаций в РФ уже был не самый лучший инвестиционный климат", - рассказывает консультант ЦТС-Консалтинг Дмитрий Ягелло.
По его словам, также следует отметить, что кроме непосредственного привлечения средств во время IPO, сама публичность компании будет способствовать расширению возможностей ОВК для привлечения более дешевого финансирования в дальнейшем.
Объем производства ОВК в 2014 году достиг 9,6 тыс. вагонов (рост с 2012 года – 171%), парк вагонов под управлением вырос с 2012-го на 83% и составил 19 тыс. единиц, что составляет 1,56% от всего парка вагонов РФ. Выручка в 2014-м – 17,1 млрд руб.
Лизинговый портфель ОВК в июле 2014 года составил 24,9 млрд рублей. В декабре 2013 года компания «ОВК Финанс» (входит в группу компаний ОВК) разместила облигации 1-й серии на 15 млрд рублей, а в сентябре 2014 года - биржевые облигации на 15 млрд. рублей.