Результат выхода PKP Cargo на биржу превзошел мечты – так большинство аналитиков оценили дебют железнодорожного перевозчика на Варшавской площадке. Поднятие цены акций с 68 до 82 злотых шокировал даже оптимистов, которые и цену на уровне 74 злотых считали прекрасной. Теперь многие прогнозируют, что акции железнодорожной компании через год-два года могут стоить более 100 злотых.
Читайте также IPO жив: что показал первый в Евросоюзе выход на биржу грузовой ж/д компании
Министр транспорта Польши Славомир Новак 30 октября, в день дебюта на бирже, не стеснялся пафосных высказываний: "Наступил исторический момент – впервые железнодорожная транспортная компания в Европе выходит на биржу. Поскольку символом кризиса является обвал стоиомости компаний, - то знаком выхода из кризиса такие успешные дебюты", - утверждал он. В то же время глава Grupa PKP Якуб Карновски заявил, что такой удачный дебют – это успех более чем 24 тысячи индивидуальных инвесторов. Кроме того, это явный успех для двух сотен институционных инвесторов – прежде всего польских финансовых учреждений. Лукаш Боронь, президент PKP Cargo также добавил, что его компания убедила всех – на железнодорожной компании вполне можно заработать. За 49,7% акций компания получила 1,4 млрд злотых (около 330 млн евро).
Весомости событию добавляет тот факт, что это было первое размещение на бирже европейского грузового железнодорожного оператора. Таким образом, теперь у руках инвесторов оказался отличный индикатор определения стоимости ж/д бизнеса.
Курс на сотню Grupa PKP Cargo является самым крупным железнодорожным грузовым перевозчиком в Польше и вторым крупнейшим в Евросоюзе. "Инвесторы, очарованы исключительностью компании, ее умеренной ценой и, конечно, видимостью прибыли в недалеком будущем, а потому с особой охотой будут брать ее акции" - считает Марцин Кепас, Директор отдела аналитики Admiral Markets Polska. Анализируя шкалу роста акций на сегодняшний день, при обвале рынка и возросшем спросе, можно уверенно сказать, что в последующие дни акции железнодорожной компании будут дорожать – говорит аналитик.
"В перспективе 12-24 месяцев курс может даже приблизиться к уровню 100 злотых", – прогнозирует Кепас. Хотя тогда риск инвестиций, связанных с PKP Cargo существенно возрастет. Акции будут просто слишком дорогие – остерегается аналитик. Одновременно он уточняет, что динамика таких скачков будет значительно слабее, а в перспективе 12-24 месяцев не стоит ожидать, что цена акций PKP Cargo упадет ниже цены публичного размещения акций.
6,6% акций приобрел ING OFE (пенсионный фонд ING), еще 5% - ЕБРР.
Как уже сказал Кепас, не исключено, что в ближайшие несколько месяцев PKP Cargo станет очень притягательным для институционных инвесторов, как для польских, так и для зарубежных. Такого же мнения и Роман Пшасниски с Open Finance. Он считает, что часть заграничных инвесторов может быть заинтересована в покупке акций PKP Cargo, тем более, что PKP Cargo принадлежит к европейским лидерам.
В целом, PKP хотела предложить 2166907 акций грузового перевозчика, но позднее количество акций было сокращено до 20926171 единиц, из них институциональным инвесторам было предложено 17326171 акций, индивидуальным – 3600000 акций. Отметим, что желание приобрести акции PKP Cargo изъявило около 200 институциональных инвесторов. Для индивидуальных инвесторов было установлено ограничение на покупку не более 244 акций. Еще одно условие касалось заграничных инвесторов, которые в общем смогут получить не более 20% выставленных на продажу акций перевозчика.
За 49,7% акций компания получила 1,4 млрд злотых (около 330 млн евро).
Пока 6,6% акций приобрел ING OFE (пенсионный фонд ING), еще 5% - ЕБРР. Индивидуальным инвесторам было предложено 3,6 млн акций (около 17,2 %) на покупку которых записалось около 24 тыс. человек.
Читайте также: Честь и гонор: как польский ж/д грузовой оператор идет к лидерству в Центральной Европе
Спросу на акции компании способствует и дивидендная политика, которая предполагает выплты акционерам в размере от 35% до 50% прибыли, хотя, скорее всего, на дивиденды нужно будет подождать до 2015 года. К тому же рсоту стоимости акций компании будет способствовать улучшающаяся конъюнктура в экономике, отмечаю эксперты.
Почему же было так хорошо Аналитики пытаются объяснить причины успешного дебюта компании. Как предложение, так и дебют пришлись на период очень выгодной конъюнктуры на бирже и одновременно на начало оживления в экономике.
На хороший старт также повлияла заинтересованность акциями во время приема заявки. Спрос многих крупных инвесторов остался не вполне удовлетворен, а некоторые вообще ушли ни с чем. Закономерно, что они решили поправить свои дела уже в первые дни листинга. Очень большие обороты свидетельствуют о том, что, по большому счету – это удалось.
Если учитывать, что идея с выходом на биржу изначально была продиктована необходимостью расчета с кредиторами, то власти Польши всерьёз задумались провернуть тот же фокус с еще одной погрязшей в долгах компанией - PKP Intercity (польский пассажирский железнодорожный оператор). Министр транспорта считает, что в ближайшие 5 лет PKP Intercity может появиться на бирже. Славомир Новак заявляет, что такая амбиционная, но вполне реалистичная цель, уже сегодня стоит перед компанией.
Читайте также Тише едешь: как продают ж/д грузовые компании в Восточной Европе
В первую очередь, считает министр, нужно реализовать все инвестиционные планы, которые связаны, например, с обновлением парка поездов. На протяжении ближайших 2-3 лет PKP Intercity необходимо обновить 75% своего парка, что в конечном счете будет свидетельствовать о высоком уровне качества сервиса перевозок. Улучшающаяся инфраструктура железнодорожного транспорта должна улучшить и время перевозок. Все это должно быть готово к концу 2015г., уточняет Славомир Новак. Он рассчитывает на то, что к тому времени PKP Intercity улучшит свои и финансовые показатели, а это уже будет непосредственно прелюдией к дебюту на бирже.
Подготовил Игорь Гошовский, по материалам polskieradio