Неделю назад SkyUp Airlines неожиданно сообщила о смене руководства - Евгения Хайнацкого, возглавлявшего авиакомпанию с момента ее основания, заменил (пока что в статусе и.о.) Дмитрий Сероухов, генеральный директор Join UP! - туроператора, собственники которого владеют и упомянутым авиаперевозчиком.
По горячим следам ЦТС выяснил, почему произошла кадровая ротация, куда ушел Хайнацкий, сколько пассажиров с начала года перевезла SkyUp Airlines, как будет развивать свою полетную программу и сколько самолетов намерена получить до конца 2020 года.
Об этом, а также об амбиции стать "мировой авиакомпанией" - в интервью с новым руководителем SkyUp Дмитрием Сероуховым.
Если не секрет, в чем причина резкой смены руководства компании?
Когда начался связанный с карантином кризис, мы всей командой усиленно работали над тем, чтобы спасти бизнес, находить новые возможности, оптимизировать все, что можно, и повысить нашу эффективность. Но, как оказалось, Евгений Хайнацкий, который был в нашей команде, работал на то, чтобы результат был у кого-то другого. Он принимал активное участие в построении другого авиаперевозчика, который будет работать на украинском рынке.
Это правда, что вместе с Хайнацким компанию покинула и часть специалистов?
Правда. Он работал не только над тем, чтобы помочь той компании родиться, но и над тем, чтобы в ней сразу был определенный ряд постхолдеров. Без этого невозможно пройти сертификацию. Мы были к этому готовы и уже провели определенные ротации. Часть изменений в составе авиакомпании состоится в ближайшее время. На самом деле, ситуация нам известна давно, мы ее контролировали… Все то, что происходит сейчас, - это наши запланированные действия, и они происходят в тот момент, когда мы стали к этому готовы.
Я так понимаю, ваша позиция руководителя SkyUp - временна? Как долго вы планируете оставаться в этом статусе?
Надеюсь, что как раз наоборот. Я являюсь временным руководителем только из-за того, что у меня нет определенных документов, которые позволяют занять эту должность. Я сейчас прохожу ряд обучений, и как только они будут пройдены, а мои первые шаги - одобрены собственниками компании, я думаю, что мой статус перестанет быть временным.
То есть, вы намерены продолжать руководить и туристическим направлением (аффилированной компанией Join UP!), и авиационным?
Пока да.
SkyUp не должен быть внутриукраинским перевозчиком. Он должен стать мировой компанией.
Какие задачи поставили перед вами собственники SkyUp?
Сейчас мы будем определять в некоторых моментах новую стратегию, но основная задача - продолжать все то, что было начато: активное развитие чартерных, регулярных рейсов, рост флота, наращивание объемов перевозки. Мы планируем продолжать идти к той цели, которую мы давно поставили перед собой как основную - путешествия, доступные большему числу украинцев. К тому же, SkyUp не должен быть внутриукраинским перевозчиком. Он должен стать мировой компанией.
Когда планируется пополнение флота?
Двенадцатый самолет мы могли получить в мае-июне, но мы осознанно перенесли поставку. Какой смысл получать самолет для того, чтобы он стоял здесь на земле и у нас появились расходы? У нас есть возможность договариваться с лизингодателями об отсрочках по поставкам. Также у нас уже подписаны контракты и внесены первые платежи по еще нескольким самолетам. В этом году рассчитываем получить, как минимум, еще один, и несколько - в следующем году.
То есть, до конца 2020 года авиакомпания намерена получить два самолета?
Верно.
Что это за суда?
737 NG. Мы продолжаем развиваться с этой моделью.
От поставки 737 MAX не планируете отказаться?
На то, как мы будем действовать, сейчас влияет слишком много внешних факторов. Если ситуация будет ухудшаться (будет вторая, третья волны пандемии, падение спроса на перевозки), то, наверное, будем отказываться. Если все будет нормально и мы сможем расти, лучше чувствовать свою модель работы, понимать, что наш симбиоз чартерных и регулярных рейсов и выход на новые направления дает те результаты, которые мы ожидаем, то мы не будем отказываться от 737 MAX.
Мы точно не планируем становиться полностью чартерным или полностью регулярным перевозчиком. Мы продолжим иметь в портфеле как те, так и другие рейсы.
Не намерены ли вы сейчас сконцентрироваться на чартерных рейсах?
Наверное, я кого-то расстрою, а кого-то обрадую, но мы точно не планируем становиться полностью чартерным или полностью регулярным перевозчиком. Мы продолжим иметь в портфеле как те, так и другие рейсы. До начала кризиса чартерные рейсы у нас составляли порядка 60% перевозки, но с ростом флота доля чартерных рейсов будет однозначно сокращаться.
Какие международные регулярные сообщения на данный момент остаются у компании?
Тирана и Бургас. Других, к сожалению, нет. Грузия, например, на днях прислала NOTAM: до 31 августа страна остается закрытой. А до этого мы планировали с 1 августа запустить грузинские направления. Мы - заложники ситуации. Мы не можем лететь туда, куда хотели бы. Это одна причина. Вторая - там, куда физически возможно полететь, есть ограничения для путешествий граждан Украины. Соответственно, мы не можем добиться той загрузки, которая была бы для нас приемлема. Поэтому мы летаем только туда, куда действительно можем заполнять борта.
Расскажите о заполняемости регулярных рейсов.
На международных регулярных рейсах заполняемость близка к 100%. На внутренних она нас не устраивает. Это порядка 62%. Проблема заполняемости внутренних рейсов связана с ценой. Если мы продаем билеты по нашей лоукост-модели по 500-600 грн, то заполняемость приемлема. Но нужно понимать, что билетов низкого класса стоимости не так много, и компания вынуждена переходить к продаже следующих классов. Как только низкие классы закрываются, и мы переходим к последующим, спрос снижается практически до 0.
Следствие этого простое: если мы будем продолжать продавать дешевые билеты на внутренние рейсы без поддержки государства, то долго это продолжаться не будет. Будет так же, как было с направлениями Киев-Львов и Киев-Харьков. Мы просто вынуждены будем отменить эти рейсы по причине низкой загрузки и найдем для себя другие коммерчески выгодные рейсы. Ведь мы бизнес, а внутриукраинские рейсы по 500 грн - это для нас социальный проект. Если мы продолжаем работать так, как работали, то мы ожидаем, что государство сделает свои - давно обещанные шаги навстречу. Отмену НДС на внутренние рейсы, акциза на топливо и т.д.
Сколько пассажиров перевезла авиакомпания с начала года и с момента возобновления полетов в июне?
С начала 2020 года мы перевезли суммарно 569 тыс. пассажиров, из них примерно 200 тыс. на регулярных рейсах, и около 368 тыс. на чартерных. С начала июня мы перевезли 49 тыс., из них более 18 тыс. - это пассажиры регулярных рейсов, около 30 тыс. - чартерных.
Объясните логику недавней отмены части ваших летних рейсов. Например, рейсы в Грузию из Харькова, Одессы, Запорожья вы закрываете, а из Киева - нет. Выходит, это связано не с тем, что некоторые страны не спешат открывать границы?
Мы понимаем, что сейчас недостаточно спроса для такого количества рейсов. Поэтому логично, что те рейсы, которые до этого имели худшую динамику, первыми идут "под нож". Рейсы из регионов планировались сезонными, а из Киева круглогодичными. Поэтому нет смысла взлетать сезонные летние рейсы на один месяц.
Стоит ли ожидать дальнейшего сокращения программы?
Я надеюсь, нас, наконец, куда-то пустят, и мы сможем расширять карту полетов. Если говорить о тех туристических направлениях, которые уже есть у нас в портфеле, то там мы только растем. Если говорить о всех остальных, которые так и не стартовали в этом сезоне, то там мы только надеемся, что взлетим.
Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы выпустить зимнее расписание. Планируем это сделать в ближайшее время. Также мы уже заканчиваем подготовку расписания на лето-2021. Уже также есть частичное понимание того, какой будет программа "Зима-2021/2022".
В ближайшей зимней программе учитывается возможное развитие событий со второй волной пандемии и новым ужесточением карантина?
Есть несколько сценариев. Сценарий, который предусматривает вторую волну пандемии и ужесточение карантина, тоже в работе. Поэтому то расписание, которое мы планируем выпускать, естественно, будет учитывать такую вероятность.
Сколько самолетов SkyUp сейчас реально в работе?
Всего во флоте авиакомпании 11 самолетов, 10 из них летает, 1 на A-check. Понятное дело, мы имеем намного меньшую утилизацию, чем раньше, но стараемся задействовать все борта равномерно для того, чтобы поддерживать их в одинаковом состоянии.
Консервацию флота не рассматриваете?
Нет.
Скольким пассажирам отмененных рейсов уже были выплачены компенсации? Сколько было выдано промокодов?
С марта мы получили около 286 тыс. обращений на компенсацию. Обратившимися уже получено более 13 тыс. евро и около 2 млн грн. Оформлено промокодов на сумму более 38 млн грн. Возвраты происходят ежедневно на постоянной основе, просто из-за их большого количества невозможно это сделать оперативно. Но все запросы, которые к нам поступают, мы обязательно обработаем.
Получила ли авиакомпания компенсацию за вывозные рейсы, когда, возвращая туристов, вынуждена была отправлять самолеты в одну сторону пустыми?
Нет, на сегодняшний день мы не получили никакой помощи от государства вообще. У нас есть прямые конкуренты - европейские компании, которые работают на украинском рынке. Из открытых источников мы знаем, что одна из них получила более 300 млн фунтов стерлингов поддержки. Понятно, что при такой поддержке они могут себе позволить летать с загрузкой 10-30%. Мы же не получили ничего. Ни за вывозные рейсы, ни на персонал, ни на самолеты, ни доступных кредитов. Поэтому по отношению к любому европейскому перевозчику мы находимся в антиконкурентных условиях. Все то, что нам за этот период удалось заработать, мы сами себе создали - карго-перевозки с реконфигурацией самолетов, репатриационные рейсы (которые тоже очень часто делаются за операционные деньги, а не с прибылью для нас).
А что сейчас с теми самолетами, которые были переоборудованы для грузоперевозок?
Они вернулись к пассажирской конфигурации.
Читайте также Вице-президент МАУ: "Планируем вернуть в работу порядка 26 самолетов"