15 июня в Украине после введенных карантинных ограничений было возобновлено международное и внутреннее авиасообщение. Крупнейшая отечественная авиакомпания "Международные авиалинии Украины" восстанавливает рейсы постепенно, пока летая лишь по нескольким направлениям, но с перспективой расширения до трех десятков регулярных маршрутов до конца лета. При этом большие надежды в нынешнем сезоне возлагаются на чартерную программу. Тем временем значительная часть флота компании пока припаркована на земле, а большинство летного персонала находится в вынужденном простое.

О планах по наращиванию объемов перевозок, подготовленных к работе воздушных судах, грузоперевозках, выплатах пассажирам, спецрейсах и новых направлениях полетов ЦТС поговорил с вице-президентом МАУ по коммерческой деятельности Сергеем Фоменко.

Начнем с внутренних рейсов. Сейчас МАУ возобновила работу по трем внутренним направлениям. Будете добавлять новые маршруты?

Географию внутренних рейсов, помимо Одессы, Львова и Херсона, планируем расширить также за счет Днепра и Харькова. Это точно в наших планах. Если ситуация будет хорошо развиваться, то, возможно, будут Запорожье, Черновцы.

Это все из Киева?

Да, все эти рейсы будут из Киева, из нашего базового аэропорта Борисполь. "Благодаря" ограничениям для туризма из-за COVID-19 прослеживается тенденция путешествовать по Украине, и мы надеемся, что наши "туристические магниты" сыграют свою положительную роль для развития внутренних рейсов.  Но с другой стороны, внутренние рейсы МАУ уже в августе будут построены по такому расписанию, которое дает возможность тем, кто летает по работе, проводить в столице полный рабочий день. Также наше расписание обеспечивает возможность пересадок на международные рейсы МАУ. По мере того, как мы будем наращивать международные рейсы на Запад днем, у людей будет больше возможностей для таких пересадок.

То есть вы продолжите работать по старой модели, когда большинство внутренних рейсов были привязаны к трансферу на международные?

Да. Абсолютно точно.

Рейсы в Харьков, Днепр, о которых вы говорите, будут уже этим летом или позже?

Тут есть некая игра слов (смеется). Сентябрь в авиации - это лето. Потому что лето заканчивается в авиации 26 октября.  Поэтому мы рассчитываем, что это будет еще в летней навигации текущего года. А в календарное лето мы будем, в основном, направлять свои силы на Херсон и Одессу, где возможна комбинация бизнес-путешественников в Киев из этих городов и киевлян, которые летят на море.

А из региональных аэропортов, к примеру Харькова, Львова, в те же Херсон и Одессу не планируете рейсы?

Нет, мы не планируем. Это давняя история и дебаты внутри страны со всеми ведомствами… Наша страна достаточно большая и такой рейс - это двухчасовой перелет, на него нужно потратить и топливо, и навигацию. И проблема в том, что на этот перелет будет накручиваться еще 20% НДС.

То есть вам экономически это не выгодно?

Даже не нам, а пассажирам. Потому что для людей будет лишних 20% в цене билета.


Если в целом говорить о всех рейсах МАУ (с поправкой на коронавирус, карантин, еженедельные изменения ситуации) есть какое-то, хотя бы приблизительное, видение, каким может быть пассажиропоток авиакомпании по итогу года? Какое может быть падение?

Падение может быть и около 80%.

А если сравнивать итоги первого полугодия этого года и первые 6 месяцев прошлого, какая тут динамика? Сколько всего пассажиров МАУ перевезла на всех рейсах с начала года?

Это полугодие разделилось на январь-февраль и 16 марта и то, что было после этого. С 16 марта по июнь нечего даже считать. Мы сделали за это время 258 рейсов - специальных и эвакуационных, и перевезли почти 26 тыс. пассажиров. Это ни о чем! Всего за первое полугодие 2020 года МАУ перевезла немногим более  1 млн пассажиров.

Сейчас еще продолжаются эвакуационные и спецрейсы?

Сейчас у нас уже есть обычные регулярные международные рейсы.

У нас есть рейсы спецназначения - это рейсы туда, куда люди летят на работу по долгосрочным контрактам. Мы летаем в несвойственные для нас аэропорты, например, в Бирмингем (недавно был запрос на такой рейс). Или мы летали во Франкфурт в аэропорт Хан, потому что там была приемка всех людей, которые прилетали из Украины, Румынии, Болгарии, и дальше ехали на сельскохозяйственные работы. Вот такие рейсы мы называем специальными.

Рейсы эвакуационные - это когда в период карантина наших граждан мы привозим обратно в Украину, потому что нет нормального воздушного сообщения. Сейчас мы планируем такой эвакуационный рейс из Шанхая. Если получим все разрешения китайских авиационных властей, то привезем людей в Киев. Недавно летали в Денпасар в Индонезию (аэропорт на острове Бали. - ЦТС). Эвакуационных рейсов, может, больше уже и не будет, за исключением каких-то отдельных стран, где не налажено нормальное воздушное сообщение.

Всего за первое полугодие 2020 года МАУ перевезла немногим более  1 млн пассажиров.

Специальных рейсов сколько уже было выполнено? Скажем, если взять за точку отсчета тот первый случай, когда долго не выпускали рейс с заробитчанами в Лондон.

В общей сложности было выполнено 12 таких рейсов. Были рейсы в Финляндию, Англию, Германию, в Польшу.

Перелет на таких рейсах оплачивает принимающая сторона или пассажиры сами платят?

Нет, организаторы таких рейсов не хотят это оплачивать. Они являются координаторами. Но платят сами люди, которые едут на работу.

Какое ценообразование на таких рейсах?

Стоимость чуть выше, чем на регулярных рейсах. Потому что, когда рейс регулярный, то рассчитывается загрузка пассажиров в обе стороны. А в данном случае мы делаем рейс туда, а назад летим без пассажиров.

На регулярных рейсах, которые были возобновлены, уже прослеживается тенденция, какие из них более популярны, на каких загрузка поменьше и такие рейсы могут быть отменены, например?

Более популярны Турция и Израиль. Чуть менее, но достаточно популярны Амстердам и Париж. Дальше - меньше популярность. Были большие ожидания относительно Кипра и Греции, но, к сожалению, сами знаете ситуацию с ограничением на въезд для туристов… Туда полетело бы достаточно большое количество людей, но пока что это невозможно.

Сейчас у нас уже есть чартеры с туроператорми. Неплохо идут рейсы в Албанию и на курорты Черногории. Ну и началась турецкая программа - тут много рейсов в Анталию… относительно много, на фоне того, что до этого ничего вообще не было.

Можно сказать, что этим летом ставка будет больше на чартеры?

Мы даже и не надеялись, что будут хотя бы чартеры. Но хорошо, что они есть, хорошо, что получается. Да, наверное, в июле-августе, вообще из Украины будет выполнено больше чартерных рейсов, чем регулярных.

На днях была новость о том, что МАУ начала чартерную программу по 15 направлениям в Египет и Турцию с Coral Travel. Я так понял с ваших слов, с другими туроператорами тоже запускаете программы?

Да, это Kompas, TPG, "Феерия"… Сейчас ведем переговоры еще с двумя мощными операторами, пока не буду их называть.

В Хорватию планируете чартеры?

Да. Есть у нас партнер, есть заказ. В целом, есть несколько туроператоров, которые хотят попробовать Хорватию. Думаю, мы сейчас выйдем совместно на хорватский рынок.

В Эмираты полетите?

Да. У нас запланированы рейсы, и мы будем выполнять рейсы в Дубай.

Пока можно говорить о 63-65% загрузки на внутренних и международных рейсах.

Возвращаясь к регулярным рейсам, какая сейчас средняя загрузка на международных и внутренних рейсах?

Пока можно говорить о 63-65%.

Говорят, осенью ожидается вторая волна эпидемии коронавируса. Как готовится к этому периоду авиакомпания, есть какое-то видение особенностей работы? Будете сокращать рейсы или, наоборот, добавлять?

Мы планируем, что, хотя бы около 14-16 самолетов сможем эксплуатировать. То есть это 14-16 направлений на Запад, столько же - на Восток. Плюс чартерные программы (когда в Турции уже прохладно, то Египет подключается).

Мы видим, как развивается ситуация в мире, и, наверное, придет к тому, что можно будет путешествовать, если у вас есть тесты - если вы их сдали накануне или по прилету.

Поэтому план оптимистичный, в расчете на то, что тесты будут использоваться больше и чаще, люди научатся это делать, привыкнут к этому. К сожалению, это будет нашей новой реальностью, с другой стороны - даст возможность людям летать.

МАУ установила в Борисполе для своих экипажей лабораторию для тестов на коронавирус. Смогут ли ей воспользоваться и пассажиры?

Это не мы установили лабораторию. Ее устанавливают специальные медицинские компании. Просто мы этому очень хотим содействовать. Они сейчас проходят лицензирование по линии Минздрава, но мы понимаем, что это, как я уже сказал, будет новой реальностью. И когда они лицензируются, будем советовать всем пассажирам, чтобы пользовались услугами этой лаборатории.

Согласно информации с официального сайта, у вас сейчас 35 самолетов. Как я понимаю, посчитаны и те, что оправлены на хранение. Сколько сейчас самолетов МАУ реально задействовано в работе?

Да, они же все равно за нами числятся. На хранении за пределами Украины у МАУ сейчас 6 самолетов: два Boeing 777 и четыре Boeing 737-800. Остальные 29 самолетов базируются и обслуживаются в базовом аэропорту Борисполь.

Реально те, которые техниками обслуживаются и подготовлены к работе, это 16 самолетов. Сейчас, с учетом спроса на перевозки, ежедневно задействовано около 8 самолетов.

Максимальная программа, на которую мы планируем выйти, это порядка 26 самолетов.

Подготовлены к работе 16 самолетов. Сейчас, с учетом спроса на перевозки, ежедневно задействовано около 8 самолетов.

Верите, что эти самолеты к вам еще вернутся? В принципе, планируете их возвращать?

А мы ведем переговоры с лизингодателями. Это же живой бизнес - и им не хочется, чтобы самолеты стояли, и нам этого не хочется. Нужны новые условия договоренностей. По различным оценкам, плавное восстановление возможно до 2023 года, поэтому нам нужно договориться об определенных новых условиях.

То есть вы не настроены пока больше возвращать самолеты лизингодателям?

Мы не настроены, но мы понимаем, что реально может быть так, что, даже, если мы будем ротировать наши самолеты и даже 26 будет постоянно летать, то лизингодатель может найти другого клиента, у которого самолет будет летать чаще…

С учетом снижения объемов перевозок, переформатировать флот не планируете? Например, в пользу менее вместительных самолетов.

У Boeing прекрасная экономика полета. А Embraer нужно использовать там, где не позволяет аэродром или где нужна высокая частотность. Поэтому, я думаю, что у нас сейчас комбинация флота достаточно оптимальная - 7 Embraer, а остальные Boeing.

Мы заключаем лизинговые контракты на 5 лет и больше. Сейчас перейти на малый флот - потом будет проблема найти большой.

102583473_3296384137046789_4985422257070276608_n

Какой ваш личный прогноз, когда МАУ сможет выйти на докризисный объем перевозок?

Наверное, это 2022-2023 год.

О наболевшем - по поводу билетов на отмененные рейсы. Сколько всего было таких билетов, на какую сумму, сколько денег уже удалось вернуть?

Было сотни тысяч заявок… у нас порядка 50-60 тыс. пассажиров в месяц покупали билеты. Это не только украинцы. На некоторые месяцы из этих 50-60 тысяч приходится только 30% украинских пассажиров, которые не могли воспользоваться перелетами, начиная с марта.

Некоторые люди перенесли путешествия на более поздние даты. Ну и постоянно идут процедуры по возврату тем, кто решил получить деньги. В первую очередь возвращали тем, кто покупал за наличные. Сейчас ведем работу с теми, кто покупал по безналичному расчету - идет работа с процессингами кредитных карточек.

Какой процент запросов по возврату средств уже удовлетворили?

Около 15% пассажиров согласились на перенос даты. Еще порядка 50% согласились на ваучер, срок действия которого мы продлили до 2-х лет. Ваучеров взяли где-то на 26 млн долл.

Процентов 40 подали требования на возврат. Из них 30-35% тех, кто покупал по кредитным картам. У нас сформировалась очередь из таких запросов, наши люди их обрабатывают, передают в банк информацию, чтобы банк вернул средства на карточку конкретного пассажира.

МАУ обращалась за помощью к государству? К кому? Что получили?

Да. Ничего не получили.

Обращались к президенту, премьер-министру, к транспортному комитету Верховной Рады, министру инфраструктуры, Госавиаслужбе.

Что просили?

Просили денег взаймы, финансовой помощи. Просили отсрочек платежей государственным монополистам, просили снижения стоимости их услуг.

Чем аргументируют отказ? Или просто не отвечают?

Практически не отвечают. Говорят, сложная ситуация.

Существенное снижение объемов работы авиакомпании в таких реалиях может привести к вынужденному сокращению 900 сотрудников МАУ. 

Какова ситуация с персоналом авиакомпании? Сколько людей уже сократили, отправили в простой?

В вынужденном простое сейчас находится большая часть людей. При простое мы оплачиваем 2/3 оклада, согласно закону. Просто закон не говорит, где брать деньги - он был написан еще в те времена, когда все предприятия были государственными.

За рубежом как принято? Компания платит человеку 20%, а 80% платит государство, когда он вынужденно не работает. А у нас 2/3 зарплаты со всеми налогами должна найти компания.

Больше всего в простое тех людей, которых больше всего в компании, - летный персонал и бортпроводники. В головном офисе была уже оптимизация численности порядка 10%.

Оптимизация значит, что их уволили?

Порядка 10%, но если все будет плохо, то может дойти и до 40%. Это персонал, который не связан с летной работой.

А сколько всего по компании уволено персонала?

Мы пока еще не будем говорить об увольнениях. Мы ведем разговоры с летчиками и бортпроводниками, чтобы протянуть до 2021 года, когда будет 26-28 самолетов. Персонал ведь долго готовить. В целом же, существенное снижение объемов работы авиакомпании в таких реалиях может привести к вынужденному сокращению 900 сотрудников МАУ.

В нынешнем режиме работы какой запас прочности у МАУ, чтобы не обанкротиться?

Это все PR-штучки капиталистических компаний о запасе прочности на 2-3 года. На самом деле даже гиганты такие как Lufthansa или Air France-KLM говорят, что без госпомощи они не выдержат. Поэтому я даже не хочу говорить об этом, потому что запас прочности может выражаться в самых разных методах, до которых бы не хотелось доходить.

Еще один неприятный вопрос - история с погибшими собаками при перевозке в Канаду. Был наложен запрет на перевозку животных в Boeing 767. Остальными самолетами продолжаете возить?

Это такая трактовка. Просто самолет, который летает у нас сейчас на трансатлантических маршрутах, это Boeing 767, поэтому мы и сказали, что не будем перевозить в нем животных. Самый большой коммерческий спрос у украинских заводчиков был традиционно со стороны североамериканских покупателей.

Как сейчас развивается эта ситуация?

Проводится внутреннее расследование МАУ, проводится внешнее служебное расследование в Канаде. Мы ждем информацию от уполномоченных канадских властей, от ветеринарных служб о причинах гибели животных. В таких случаях все начинается с заключения медэксперта, после этого может быть дан ход делу.

Если вина авиакомпании будет доказана, МАУ должна будет выплатить какую-то компенсацию?

Существуют грузоотправители и грузополучатели. Это перейдет в плоскость работы с ними, как с пострадавшей стороной, плюс какие-то наши дополнительные решения.

Какова вообще доля перевозок животных в масштабах авиакомпании?

Это экзотика. Это очень небольшой процент.

В период активного карантина были очень популярны перевозки грузов в салонах самолетов. Сколько таких рейсов было у МАУ?

Мы выполнили за это время 24 рейса, перевезли 1 млн 6 тыс. кг грузов. 

Сейчас еще выполняете такие перевозки?

Уже все меньше запросов. В целом спрос на рейсы из Китая снизился - в Украине, Европе и Америке больше масок производится уже на местах. Есть еще пик спроса в Латинской Америке, но это не по нашей географии.

В целом, какие показатели по перевозкам грузов за 6 месяцев 2020 года? Какая динамика в сравнении с первым полугодием 2019-го?

Динамика была негативной еще в начале года. Это была общая негативная динамика из-за торговых отношений США-Китай. Все авиакомпании мира говорили о снижении объемов грузоперевозок. И потом, когда был всплеск во время разгара эпидемии, на самом деле это были небольшие объемы. Просто этому очень много внимания уделялось. Условных 200 самолетов на фоне летавших до карантина десятков тысяч самолетов - это была капля в море.

Если говорить о МАУ, то за первое полугодие 2020 года авиакомпания перевезла 4 828 919 кг грузов и почты. В первом полугодии 2019 года этот объем составлял 9 816 662 кг.

И возвращаясь к пассажирским перевозкам, можете озвучить, по каким международным направлениям планируете в ближайшее время возобновлять регулярные рейсы?

Планируем, что возобновим рейсы в Барселону, Берлин, Вену, Вильнюс, Цюрих, Женеву, Мадрид.

Читайте также Приоткрытые границы. Куда можно слетать в июле-августе из городов Украины?

Использованы фото Юрия Танчина, аэропорта Борисполь, авиакомпании МАУ