Накануне Нового года мы пообщались с представителем одной из самых престижных и, в то же время, самых пострадавших от коронакризиса профессий - пилотом пассажирской авиакомпании. О проблемах отрасли в целом ЦТС писал в этом году неоднократно, поэтому завершить 2020-й хотелось разговором о том, каким был год для конкретного человека - профессионала из авиаиндустрии. Наш собеседник - Максим Залевский, второй пилот в авиакомпании SkyUp Airlines. Он рассказал нам о сложностях уходящего года, об ожиданиях авиаторов от года 2021-го, и немножко о том, каково это - встречать Новый год в небе.

Как давно вы в профессии?

В SkyUp я пришел около двух лет назад по кадетской программе. Это - мой первый работодатель. 

Не секрет, что 2020 год был непростым для авиации. Что было самым сложным для вас?

Если кратко - малое наличие работы. Дело не только в том, что эта профессия дает средства для существования. У большинства людей, с которыми я работаю, это как вид любимого досуга, времяпрепровождение, за которым они скучают. Не хватает самого процесса. 

Когда весной начали закрываться границы и отменяться рейсы, ожидали, что это продлится так долго?

Пока что ситуация еще не совпадает с моим ожиданием. По-моему, сейчас все идет гораздо лучше, чем могло бы быть. Я ожидал, что мы чуть дольше будем сидеть в пределах Украины без исключений. На данный момент эти исключения есть, время от времени появляются новые рейсы - есть очень даже неплохая динамика. 

Это как вид любимого досуга, времяпрепровождение... Не хватает самого процесса. 

Были какие-то открытия, новшества, связанные с коронакризисом?

Главное открытие - то, насколько много времени можно проводить дома. Новшеств не было, скорее, я углублялся в то, что делал раньше. В первую очередь это такая профессия, у которой нет верхнего предела профессионализма, поэтому свободное время, чтобы расти, - это, может быть, не так и плохо. По большей части все сводилось к тому, чтобы работать над собой во всех направлениях и посвящать время близким людям. 

photo5418112153577172966

Приходилось пилотировать грузовые рейсы?

Да. За крайние полгода в моем расписании соотношение пассажирских и грузовых рейсов составило приблизительно 60 на 40%.

Для пилота они чем-то отличаются?

В некоторой степени у нас видоизменена процедура, потому что ящики сами из самолета не выходят. Их заносят, закрепляют, выносят. То есть, общий процесс немного меняется, но, что касается летного дела… меняется ли в этой части что-то? Нет, не особо. 

В связи с коронавирусом требования по поддержанию летной годности для пилотов в этом году несколько смягчили. Расскажите подробнее.

Касательно часов налета никаких жестких требований нет, но у нас есть некоторые допуски, которые необходимо поддерживать. Первая проблема, связанная с закрытием границ, касалась того, что нам необходимо проходить тренажерную подготовку. Минимум раз в полгода есть проверка под названием Operational Proficiency Check. Она должна выполняться на тренажере, которого в Украине нет. В связи с этим Госавиаслужба выпускала специальное продление документов для тех людей, у которых этот допуск заканчивался.

Но я бы не сказал, что это было колоссально большое продление. На контрасте с некоторыми коллегами из Европы, где симуляторов гораздо больше, мы это продление использовали гораздо меньше. Как только появилась возможность, у нас пошла очень активная работа на тренажерах.

В самый разгар карантина это было под вопросом. Но сейчас в поддержании годности сложностей нет. 

Еще одно условие валидности для пилотов - мы должны выполнять не менее трех взлетов и трех посадок за 90 дней. В самый разгар карантина это было под вопросом. Но сейчас в поддержании годности сложностей нет. 

photo5418112153577172963

А как с этим ситуация в целом по отрасли?

В целом по Украине с этим, конечно, есть проблема. Но все случаи очень частные. Все зависит от направлений, от менеджмента, от того, насколько это большая авиакомпания. 

Куда ездите практиковаться на тренажере?

В ближайшем доступе есть несколько мест, где есть сертифицированные тренажеры, одобренные нашей Госавиаслужбой. Обычно это Стамбул, Вильнюс, в хорошие времена - Барселона, Рим, Амстердам, Прага. Сейчас, как правило, все сводится к вариантам либо Стамбул, либо Вильнюс. Там приняты более демократичные правила. 

Ощущение от того, что ты на большой высоте от земли мчишься со скоростью, сравнимой со звуковой, в новогоднюю ночь - это уже неплохое празднование. 

Самый главный вопрос интервью! Как празднуют Новый год в воздухе? Наливают ли пилотам под условный бой курантов шампанское (разумеется, безалкогольное)?

Пилотам наливают томатный сок. Да и, в зависимости от того, куда ты летишь, эти самые куранты могут звенеть четыре часа к ряду. Так что с этим нужно быть аккуратнее. В этом году я не попадаю на работу в новогоднюю ночь. В прошлом году это произошло, но с точки зрения эксплуатационных процедур ничего не меняется. Пассажиры, скорее всего, в этот момент аплодируют. Но, по-моему, ощущение от того, что ты на большой высоте от земли мчишься со скоростью, сравнимой со звуковой, в новогоднюю ночь - это уже неплохое празднование. 

Есть какие-то традиции, приметы, связанные с Новым годом?

Честно говоря, ни с чем таким не сталкивался - ни по слухам, ни лично. Это, что касается Нового года. Но знаю, что плохая примета - пилотировать в свой день рождения. Но плохая примета - это просто примета, у нее нет обоснования или истории. На безопасность полетов это не влияет (смеется)

На какой маршрут нужно купить билет, чтобы встретить Новый год несколько раз?

С максимально восточной точки в максимально западную - и самолет чтобы был побыстрее. Например, встретить Новый год в воздухе несколько раз можно во время грузового рейса из Китая. Или, как мы раньше летали, с Хайнаня в Киев. Я не уверен, выполнялся ли этот рейс в новогоднюю ночь, но в принципе, если хочется, чтобы праздник не кончался, - это правильное направление.

IMG_7742Какие ожидания от нового сезона?

Вне всяких сомнений, мы станем летать активнее. Но что касается недоверия людей, у нас на это мало влияния. Есть авторитетная статистика, которую воспроизводят такие организации, как ICAO, EASA, Eurocontrol, и которая говорит о том, что шансы заразиться на авиатранспорте еще меньше, чем попасть в катастрофу. А авиация, как мы знаем, - самый безопасный вид транспорта. 

Запреты на въезд в разные страны, различные требования по тестам и правилам самоизоляции ведь тоже влияют на активность пассажиров.

Это не метод сдерживания или ликвидации чего бы то ни было. Это, может быть, некоторые ошибочные стратегии. Но мне очень верится, что в ближайшее время власти разных стран решат эту дилемму. Возможно, в ближайшие несколько месяцев. В конце концов, регуляцией работы авиационной сферы в мире занимаются отнюдь не глупые люди, и рано или поздно они придут к оптимальному решению. 

Что хотели бы сказать накануне Нового года своим коллегам, которые лишены возможности заниматься своим делом, вынуждены были сменить работу или уехать работать в другие страны?

Когда летят нормальные ребята, даже грозы отступают. Время пройдет - и все вернется на круги своя. Время сейчас, может быть, не самое лучшее, но оно всегда проходит, а тягу человека к любимому делу все-таки не отбить.

Читайте также За штурвалом я точно такой же пилот, как и все - интервью с девушкой-пилотом SkyUp Airlines